Гуманизм — жалость или уважение?
Пьеса М. Горького «На дне» создавалась в 1902 году. Во многом это было переломное — предреволюционное — время для страны, когда многие ценности были полностью нивелированы. Так, в ту эпоху полностью обесценилась человеческая жизнь, вокруг царили нищета и бесправие. Пьеса «На дне» повествует как раз об этом.
Все события произведения происходят в костылевской ночлежке. С самого начала пьесы мы видим ругань, пьянство, жестокость, в окружении которых живут босяки. Перед нами предстают «бывшие» люди.
Это Барон, с сожалением вспоминающий о своей былой значимости и богатстве. Это Актер, тоскующий по сцене и заливающий свою тоску вином. Это потомственный вор Васька Пепел, родившийся с клеймом и идущий по проторенной воровской дорожке.
Это умирающая Анна, не видевшая в жизни ни одного светлого дня. Это Настя, вынужденной заниматься проституцией, но при этом мечтающая о сильной, страстной, книжной любви. Как ни странно, в этом подвале, похожем скорее на пещеру, происходит столкновение идей, спор о человеке, о смысле жизни. На протяжении всей пьесы решается главный вопрос: чего же достоин и в чем больше нуждается человек — в жалости или в уважении? Важно, что две этих категории герои пьесы сразу же противопоставляют друг другу.
Спор начинается еще до появления на сцене одного из важнейших героев — странника Луки — и продолжается после его ухода. Но, тем не менее, именно Луку можно назвать катализатором всех споров и конфликтов. Ведь именно с его приходом в ночлежке обостряется философская сторона споров. Лука жалеет людей, поэтому утешает их, пытается каждому дать надежду.
Благодаря своей житейской мудрости, герой затрагивает в душе каждого нужные струнки, говорит единственно верные слова. Никто другой не заботился о несчастной, умирающей Анне так, как Лука. Благодаря ему последние дни смертельно больной женщины прошли хоть в каком-то подобие покоя.
Анна ни одного дня не была не только счастлива, но просто спокойна. И вот странник рисует ей приближающуюся смерть как «утешительницу». Он говорит, что теперь-то она отдохнет, вздохнет спокойно: «… Вот, значит, помрешь и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться — нечего!..
Смерть — она все успокаивает… Помрешь — отдохнешь…». И Анне уже не так страшно умирать. Лука — единственный человек, который не смеется над Настей из-за ее выдумок о большой любви.
Наоборот, он всячески поддерживает девушку, жалея ее: «Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит — была она». Странник уберегает Ваську Пепла от убийства Коростылева. Лука понимает, что Пепел — хороший человек, что он действительно любит Наташу, готов ради нее на многое. Просто этот человек запутался, ему надо помочь, поддержать его. И Лука советует ему отправиться в Сибирь, начать там честно трудиться.
Поддерживает Лука и Актера. Ему жалко видеть, как этот человек губит себя. Поэтому он рассказывает ему о бесплатной клинике для алкоголиков. Лука пытается уговорить героя: «Ты только вот чего: ты пока готовься! Воздержись!.. возьми себя в руки и — терпи…
А потом — вылечишься… и начнешь жить снова… хорошо, брат, снова-то!» Очень важно, что Лука не просто врет героям. У него есть своя философия, он объясняет свою позицию. Это как нельзя лучше проявляется в его рассказе о двух каторжниках.
В нем Лука ратует за то, что спасти человека и научить добру может не насилие, а только добро и жалость: «Человек может добру научить… Пока верил человек — жил, а потерял веру и удавился». И мы видим, что Лука позитивно влияет на жизнь ночлежников, реально помогает им. Так, Актер перестал пить, держался какое-то время.
Оказывается, силы для того, чтобы бросить пьянство, у него были. Герой сорвался, когда оборвалась его вера в возможность вылечиться в клинике. Он не понял, что способен сам себя излечить. Иной взгляд на гуманное отношение к человеку представляет Сатин — образованный человек, попавший в тюрьму и превратившийся в картежника и шулера.
Этот герой смотрит на человека с романтических позиций. По мнению Сатина, человек — основа всего, центр мироздания. На нем замыкаются все важнейшие процессы: жизнь, смерть, величайшие свершения и открытия. Но Сатин говорит не о каждом конкретном индивидууме, а о человеке как виде живых существ: «Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!» Мы видим, что этого героя восхищают возможности человека, его мощь и потенциал. Именно поэтому он считает, что жалость является унижением.
Такая «глыба», как человек, достоин лишь правды, которую он способен выдержать, какой бы жестокой она ни была, и уважения: «Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!» Именно в правде и заключается уважение, по мнению героя. Исходя из «высокой» природы человека, Сатин делает вывод о его жизненном предназначении. По мнению этого героя, «человек выше сытости».
Это значит, что заботиться лишь о пропитании, об обеспечении «телесных нужд» недостойно настоящего Человека. Думать и вершить высокое, глобальное, революционное — вот в чем смысл человеческой жизни, по Сатину. Таким образом, что же такое гуманизм — жалость иди уважение?
Как этот вопрос решает Горький? На мой взгляд, при всей «революционности» этого писателя, он все же склонен видеть истину в «золотой середине». Человеку нужна «сиюминутная» жалость, способная поддержать, дать почувствовать человеку, что он не один, что все у него еще может быть хорошо. Однако совсем другое дело, если жалость превращается в жизненную философию. В таком случае она ничего, кроме вреда, не приносит — не вдохновляет человека на рост, на свершения, на перемены.
В глобальном масштабе, я думаю, человеку нужны правда, уважение и вера — в свои силы и высшие человеческие ценности.
Гуманизм — жалость или уважение?