Гуманность в произведениях Есенина
Потрясающая душу человечность русской классической литературы, ее «лелеющая душу гуманность» живет в поэме Есенина. Отказ от участия в кровавой бойне не поза, а глубинное выстраданное убеждение. Изменения в облике русского мужика начинают раскрываться с первых строк поэмы — в рассказе возницы, да и в самом облике этого персонажа, по-своему умного и нахального, особенно в сцене расчета.
Это тоже образ эпохи, человек, стронувшийся с вековых устоев и, в отличие от Прона Оглоблина, не обретший каких-либо других жизненных стремлений, кроме как «выпить в шинке самогонки». Но, с другой стороны, в чем то близок к нему и сам Прон — «драчун, грубиян», который «с утра по неделям пьян». Старуха мельничиха не случайно говорит так о Проне: он для нее разрушитель, к тому ж убийца.
Да и у самого поэта Прон Оглоблин вызывает сочувствие лишь там, где говорится о его гибели, а в целом в поэме автор далек от Прона, между ними все время присутствует какая-то непреодолимая преграда. И немудрено: если с мельником и его старухой поэт на равных, то к народу, к мужикам он идет поклониться и чувствует себя счастливым оттого, что мужики признают его за своего.
Прон Оглоблин, как отмечали исследователи, как раз и является воплощением какого-то пугачевского начала. Верное наблюдение — пугачевского! Вспомним, что Пугачев, объявивший себя царем, стоял над народом, был деспотом и убийцей . Над народом стоит и Прон Оглоблин:
Оглоблин стоит у порот И спьяну в печенки и в душ Костит обнищалый народ. «Эй, Тяраканье отродье! Все к Снегиной!.. Р-раз и квас! Даешь, мол, твои угодья Без всякого выкупа с нас!» И тут же, меня завидя, Сказал в неподдельной обиде: «Крестьян еще нужно парить»
«Тараканье отродье!» — вот как обращается к народу герой, в котором многие исследователи вполне справедливо видели подлинного большевика-ленинца!.. Характерно и поведение Прона в присутствии поэта, выраженное в последних четырех строчках… Позже аналогичный тип встретится у М. А. Шолохова в «Поднятой целине» . Дорвавшись до власти и так и не сумев, да и не желая слиться с народом, такие люди будут думать, что делают все для блага народа, а благом народа, как известно, издревле оправдывались любые кровавые преступления.
До этого, разумеется, не доходит в поэме, но тип вожака, стоящего и а д народом, подмечен верно.
Другой чип, Лабутя Оглоблин, не нуждается в особых комментариях. Характерно, что рядом с Проном Лабутя «с…важной осанкой, как некий седой ветеран», оказался «в Совете» и живет, «не мозоля рук». Тоже тип эпохи, и он необходимо должен был оказаться подле Пропа, считающего, что «крестьян еще нужно варить». Но если судьба Проча, при всех его отрицательных сторонах приобретает трагический оттенок в своей развязке, то жизнь Лабути — жалкий, отвратительный фарс.
Знаменательно, что именно Лабутя «поехал первым описывать снегинский дом» и арестовал всех его жителей, спасенных впоследствии от скорого суда добрым мельником.
Так в январе 1925 г., находясь на Кавказе, закончил Есенин свою последнюю и главную поэму. Широта исторического пространства поэмы, обретаемая героем в конце ее открытость жизненным впечатлениям, лучшим движениям души прямо соответствую! народным идеалам, выразителем которых был и остается в своих лучших творениях великий русский поэт С. А. Есенин — «поэтическое сердце России». И пока живет земля, Есенину-поэту суждено жить с нами и «воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким «Русь».
Пришло время подвести итог нашему архивно-следственному эксперименту. Ограничимся двумя главными вопросами: «Каковы мотивы убийства Сергея Есенина?» и «Как и при каких конфетных обстоятельствах происходило убийство?
» Первая проблема обсуждалась в печати многократно, но постоянно с оглядкой на недостаточную доказанность самого факта преступления в «Англетере» и недопропорядочных участвовавших в нем фигур. Теперь, надеемся, вопрос «Убийство или самоубийство?» решен. На текущей стадии расследования подтвердилось: несомненное убийство, отягченное последующим варварским надругательством над телом русского поэта.
Возражать против такого вывода могут сегодня, лишь люди или безнравственные, или лишенные логики, или просто несведущие.
Гуманность в произведениях Есенина