Гумберт — характеристика персонажа
Произведение: Лолита
ГУМБЕРТ — герой романа В. В. Набокова «Лолита» . Повествование являет собой своеобразный автопортрет героя, развернутый во времени. Исповед-нический тон, присущий рассказу о запретной любви сорокалетнего мужчины к девочке Лолите, не лишает покаяние страдальца Г. Г. описательного блеска, который можно отнести сколь на счет автора романа, столь и на счет его героя. Беспощадная ироническая саморефлексия, которой дышит весь монолог, — следствие особого происхождения и воспитания Г. Г. Этот герой Набокова такой же рафинированный европеец, как другие герои писателя — Лужин, Кречмар, Пнин. Однако это европеец смешанных кровей .
Последнее обстоятельство также метафорично, как и многие другие реалии романа. В данном случае «космополитизм» ГГ., его привычка воспринимать мир через призмы классического гуманитарного опыта могут быть прочитаны как выражение осенней усталости европейской культуры.
В таком случае страсть героя к малолетним девочкам — «нимфеткам» — выглядит метафорой стремления утомленного духа к изначальному — неформализованному бытию, в котором только угадываются очертания будущего. Тема детства, образа идеально-гармоничного Прошлого, недоступного и неодолимо влекущего, воплощена в романе в самой Лолите. Однако Лолита для Г. Г.- это и иллюзорно обретенный Рай , и сопутствующее последнему «нимфическое зло» — дьявольское искушение.»Чувство Г. Г. к Лолите иррационально, иногда отталкивающе хищно, чаще отчаянно беспомощно, как всякая отвергнутая любовь. Автор рисует нам недра души героя, в которых медленно, но неотвратимо вызревает образ Лолиты, вызревает с тем, чтобы поселиться там навсегда, определяя логику судьбы героя, ее перипетии, ее катарсис. «Наследник европейской культуры» и типичный набоковский изгой одарен способностью подвергать реалии жизни эстетическому суду.
Отсюда мизантропические порывы Г. Г. и его сарказм по отношению к самым обыденным человеческим проявлениям, превращающимся под пером рассказчика в образцы пошлости и безвкусия. Окружающий героя социум рисуется ему преисполненным нелепых запретов и удушающих условностей. Свое интеллектуально-эротическое влечение Г. Г. стремится удовлетворять в некоем асоциальном пространстве, лежащем за пределами реальности. Путь по дорогам Америки, в который пускается Г. Г. вместе с похищенной им девочкой, — попытка ослабить давление общественных обстоятельств и парадоксальный способ «остановить мгновение». Надо заметить, что осознаваемые самим рассказчиком чувственная его искушенность и рафинированный интеллект не делают из героя эдакого интеллигентного монстра.
По существу перед нами печальная и вечная история безнадежной любви, захватившей все существо любящего и потому достойной скорбного удивления и сочувствия. Конечно, Федра — не Гумберт, а Лолита — не Ипполит, но отсвет древней истории лежит на истории современной, давая последней другой масштаб и напоминая об извечном одиночестве любящего.
Гумберт — характеристика персонажа