И. А. Бунин. «Бегство в Египет»
Цели урока:
расширить представление учащихся о связи духовной и светской литературы, дать понятие об интерпретации библейских сюжетов в литературе; закрепить полученные на уроках знания о поэтическом мире Бунина; продолжить обучение вдумчивому прочтению поэтического произведения .
Подготовительная работа По учебной хрестоматии «В мире литературы» для 6-го класса изучен раздел «Духовная литература». Стихотворение прочитано. На столе у каждого учащегося книга с текстом (Хрестоматия по литературе для 5-7-х классов средней школы / Сост. О. А. Лукьянченко, В. Я. Рябникова.
Ростов-н/Д., 1994). Класс разделен на группы: «художники», «историки», «литературоведы», «лингвисты».
Каждая группа получила задание.
Задание «художникам» . Нарисовать иллюстрации к каждой строфе, стараясь с максимальной точностью воспроизвести картины, нарисованные словом.
Задание «историкам» . Найти в «Библии для детей» отрывок, рассказывающий о бегстве Марии и Иосифа с младенцем в Египет, подготовить его выразительное чтение. Определить соответствие и различие евангельского текста и стихотворения.
Задание «литературоведам» . Определить настроение стихотворения. Одинаково ли оно от начала до конца? С помощью каких средств оно создается?
Задание «лингвистам» . Выяснить значение непонятных слов, определить стилистическую принадлежность лексики.
Кроме того, учащимся с хорошей дикцией и развитыми навыками выразительного чтения дано задание подготовить чтение отрывка из повести И. С. Шмелева «Лето Господне» и стихотворения И. А. Бродского «Бегство в Египет».
Оформление доски
В центре — тема урока. Репродукции с фресок Джотто ди Бондоне «Бегство в Египет» и «Избиение младенцев». Репродукции даны в обрамлении увеличенных копий старинных рождественских открыток .
На боковых досках
Слева — запись знакомых понятий:
Духовная литература Светская литература Лирическое стихотворение Поэтический мир И. Бунина
Справа — вновь вводимые понятия:
Канонический — законный, общепризнанный, единственно верный.
Возмездие — плата, кара за преступление, за зло.
Ассоциация — связь представлений, при которой одно вызывает в сознании другое.
Интерпретация — истолкование, объяснение, раскрытие смысла чего-либо.
По ходу урока обращаюсь к этим записям, Дети переносят их в тетради. Урок ведется в форме непринужденной беседы. Когда возникает необходимость, обращаюсь к группам специально подготовленных учащихся.
ХОД УРОКА
I. Вопросы для повторения
Какую литературу мы называем духовной? Почему она так названа? Какие жанры духовной литературы нам известны?
II. Вступительное слово учителя
Библия оказала влияние на литературу не только духовную, но и светскую. Многие русские писатели не только очень хорошо знали и любили «духовное чтение», но и в своих произведениях использовали сюжеты, образы, имена, взятые из Евангелия, из молитв, житий. С какой целью и как это делалось? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к стихотворению И. А. Бунина «Бегство в Египет».
Имя автора вам известно: в этом году мы уже читали его стихотворения и отрывки лирической прозы.
III. Работа с текстом
1. Выразительное чтение стихотворения.
2. Чтение соответствующего отрывка Евангелия.
3. Вопрос классу: «В чем различие двух прочитанных нами текстов?»
— Евангелие рассказывает. Поэт рисует картину, создает образ. Художественные детали делают эту картину зримой, осязаемой.
— Ночь «холодна, морозна», поэтому «волчьи очи зеленью дымились»; волков много: «по кустам сверкали без числа».
— Медведицы в лугу — «седые», боролись «на дыбах», «мотались», «тяжело топтались на снегу».
— «Звери с бородами и в рогах» «табунились», «белым паром из ветвей дышали».
— «Огнем вставал за лесом меч» — очевидно, месяц. Но картина завершена, и мы видим «Ангела, слетевшего к Сиону».
4. Изобразительность — одно из главных качеств поэзии И. А. Бунина. Посмотрим, как это качество помогло в работе нашим «художникам».
5. А теперь я попрошу помощи у «литературоведов». Чем еще стихотворение И. А. Бунина отличается от евангельского текста?
— Это все-таки лирическое стихотворение. Поэт выражает свои чувства. Ярко нарисованная картина опасного пути передает авторскую тревогу, сочувствие. Состояние волнения, напряжения создается использованием однородных членов предложения, чаще всего сказуемых, во втором-четвертом четверостишиях.
Но в первом и последнем четверостишиях мы как будто ощущаем уверенность в благополучном окончании этого пути. Над Младенцем — власть и защита Бога .
6. Мы заговорили о книжных, религиозных образах. Есть в стихотворении и книжная, «высокая» лексика. Приведите примеры.
Как видите, таких слов не очень много. И рядом с ними спокойно «уживаются» слова разговорные: Шубка, плутать, стлалось, бились, на дыбах, жались, табунились. Встретился нам и эпитет, известный по сказкам, — Кунья шубка.
А что это за образы: Дива дивьи , Седые медведицы, звери с бородами и в рогах? И посмотрите: рисунок в «Библии для детей» и фрески итальянского художника изображают Марию легко одетой, а у Бунина — морозная ночь. С чем это связано?
— Мы знаем, что детство Бунина прошло в небогатой дворянской усадьбе. Он видел народные праздники. Вероятно, евангельский сюжет вызвал в его сознании ассоциации с русской традицией праздновать Святки: с колядками, ряжеными .
Да и сама «кунья шубка», как и лиса с волками и медведями, — русские приметы.
7. Вот как говорится о празднике Рождества в книге И. С. Шмелева «Лето Господне».
8. Проведенные нами наблюдения позволяют сделать вывод, что перед нами произведение художественной литературы, созданное на основе евангельского сюжета и обогащенное знанием народных верований и обрядов. Мы можем говорить о бунинской интерпретации сюжета. Интерпретация позволяет изменять детали, подробности, по-новому расставлять акценты, но она не допускает искажения идеи.
В связи с этим у меня к вам вопрос. Согласно Библии, Ирод умирает. В стихотворении он казнен — карающий меч в руках ангела.
Как вы понимаете авторскую позицию, его отношение к событиям?
— И. А. Бунину важно показать, что царь Ирод казнен, он наказан за свои преступления. Но мы читали в 5-м классе одну из заповедей Христа: не мсти врагам, не воздавай злом за зло. Возможно, Бунин хотел подчеркнуть, что казнь царя Ирода — это возмездие, а возмездие — во власти Бога. Казнь воплощает идею о Высшем суде.
IV. Чтение стихотворения И. Бродского «Бегство в Египет»
V. Сопоставление разных подходов к одной сюжетной основе.
— У Бродского нет описания пути. Его внимание сосредоточено на Младенце. Автор выделяет «золотой ореол» волос, обретающих «навык свечения» навсегда, пока существует земля.
То есть речь идет об особой роли Христа — о роли Спасителя.
А как Бунин указывает на особое предназначение Младенца?
— Искупая грехи людей, Христос страдал и умер. То есть роль Спасителя тяжела, трагична. И опасный путь в Египет, который проделала Мария с Младенцем, как бы предвестие крестного пути Христа.
VI. Итог урока. Заключительное слово учителя
Вы сегодня хорошо поработали. Узнали много нового, увидели, что вдумчивое, неторопливое чтение ставит перед нами много вопросов, отвечать на которые не всегда легко, но зато интересно. А я хочу напомнить вам напутствие священника Александра Соколова, в чьем пересказе мы знакомились с Библией в пятом классе: «…Конечно, каждый из нас решает сам, верить или не верить в Божественное происхождение Священных книг.
Но в любом случае не читать и не знать их нельзя!.. Надо читать не спеша, думать, запоминать».
И. А. Бунин. «Бегство в Египет»