«И пробуждается поэзия во мне…»
В учебнике-хрестоматии для 7-го класса под редакцией В. Я. Коровиной есть рубрика, где приведены воспоминания о том, как работали те или иные писатели над своими произведениями: «Как работал Гоголь», «Как работал Лермонтов». Сама идея окунуться в творческую лабораторию писателя замечательна. Но для основательного разговора не хватает фактического материала.
А в методических пособиях я не встречала рекомендаций или разработок уроков на эту тему.
Предлагаю свой материал к уроку «В творческой лаборатории Пушкина». Основные проблемы, которые хотелось бы выяснить в ходе беседы, следующие. Как рождается художественное произведение?
Какие для этого нужны способности, условия жизни, особенности характера, привычки? Это интересно знать не только с познавательной точки зрения, но и с точки зрения образца для подражания. Возможно, кто-то пробует писать стихи, а кто-то мечтает стать журналистом. С чего начать? Что нужно в себе воспитывать?
Что такое литературное творчество — труд, радость, мука?
В учебнике представлены отрывки из воспоминаний о Пушкине П. А. Плетнева, В. И. Даля, П. А. Вяземского, М. В. Юзефовича. Кто они? Современники Пушкина, свидетели того, как рождалась его поэзия.
В учебнике в «Словаре имен» на это не указывается. Например, о П. А. Плетневе сказано очень кратко: «поэт, критик, автор посланий, статей». Конечно же, этого недостаточно, чтобы слова Плетнева, сказанные о Пушкине, приобрели для нас определенную значимость.
Желательно показать портрет этого человека и рассказать, что он был другом и бескорыстным помощником Пушкина, издателем его произведений. «Я был для него всем: и родственником, и другом, и издателем, и кассиром». После смерти поэта Плетнев продолжил издавать пушкинский журнал «Современник». А сам он был профессором русской словесности Петербургского университета, впоследствии его ректором.
Среди учеников Плетнева были знаменитые писатели П. П. Ершов, И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов.
В небольшом отрывке, приведенном в учебнике, Плетнев рассказывает о рабочем распорядке дня поэта. Что в этом распорядке важно? Систематичность. «Без особых причин никогда он не изменял порядка своих занятий».
В. И. Даль, составитель Толкового словаря живого великорусского языка, помогал Пушкину в сборе материалов о Пугачеве во время путешествия поэта на Урал. В. И. Даль рассказывает о том, что поэзия долго созревала в Пушкине, а потом «изливалась пламенным потоком». Как ребята себе это представляют? Если это большое количество слов, то в чем заключается их пламенность?
Может, это азарт, одержимость, страстность? Ответить на вопрос помогут стихи самого поэта, приведенные в учебнике .
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута — и стихи свободно потекут.
Толчком к творчеству и его первоосновой является воображение, далее начинается работа души, перед которой появляются «знакомцы давние». Что это за «знакомцы»? Кто они — «незримый род гостей»? Это, скорее всего, образы. Какие образы пушкинской поэзии Дети могут назвать?
Почему мысли «волнуются в отваге»? Наверное, их стало много, они хотят освободиться, «излиться наконец свободным проявленьем».
Отрывок из рассказа М. В. Юзефовича о том, как поэт писал «Полтаву», можно предложить для пересказа. Очень ярко описан этот «бес стихотворства», который овладел Пушкиным. «Когда голод его прохватывал, он бежал в ближайший трактир, стихи преследовали его и туда». Какую картину ребята представляют?
В каком городе это происходило? Какая была погода? «Отвратительная». Что делал поэт с этой сотней стихов?
Почему в итоге от них не осталось и четвертой части?
Последний отрывок — из воспоминаний П. А. Вяземского — может служить заключительным аккордом для беседы. Поэта и критика П. А. Вяземского связывала с Пушкиным многолетняя дружба. Он так же, как и Плетнев, помогал ему издавать произведения, был сотрудником пушкинского журнала «Современник». «Труд для него святыня, купель, в которой исцелялись язвы», — писал П. Вяземский.
Может ли труд исцелять? Как это исцеление ребята себе представляют? Вероятно, это радость творчества, душевный подъем, который испытывал поэт, погруженность в работу. «Я сладко усыплен моим воображением».
Вопрос в учебнике после воспоминаний современников звучит так: «В чем своеобразие творческой работы Пушкина?» Чтобы на него ответить, нужно иметь целостное представление о том, как творил поэт. Для этого необходим дополнительный материал. Его можно передать в виде небольшого рассказа в начале беседы с просьбой выделить наиболее важные моменты в творческой биографии Пушкина, способствующие становлению его как поэта.
А. С. Пушкин рос в литературной среде. В их доме часто бывали лучшие поэты и писатели того времени: Н. Карамзин, И. Дмитриев, В. Жуковский, К. Батюшков. Многие члены семьи Пушкиных также были литературно одарены.
Отец — Сергей Львович — легко писал стихи, дядя — Василий Львович — был поэтом, сестра Ольга и брат Лев тоже владели стихом.
В такой обстановке у юного Пушкина, естественно, возникла любовь к чтению. Его брат говорил, что он «пожирал книги одну за другой», «был одарен памятью неимоверною, и на одиннадцатом году уже знал наизусть всю французскую литературу».
Наличие необычайной памяти у Пушкина подтверждает и первый биограф поэта П. Анненков: «…Целые строфы, переданные ему Жуковским, он удерживал надолго в голове и повторял их без остановки».
Брат Пушкина утверждал, что у Александра поэзия была страстью с восьмилетнего возраста.
Насыщенная литературно-творческая обстановка в Лицее позволила окрепнуть его таланту. Он рано осознал себя поэтом и начал печататься. В 1814 году в «Вестнике Европы» появилось первое напечатанное стихотворение «К другу стихотворцу».
За лицейский период им было написано более 120 стихотворений.
С первых шагов самостоятельной послелицейской жизни Пушкин находился под опекой талантливых писателей: В. Жуковского, Н. Карамзина, П. Вяземского, К. Батюшкова. «Чудесный талант! Какие стихи! Он мучит меня своим даром, как привидение!» — писал В. Жуковский князю П. Вяземскому.
И в дальнейшем его старшие друзья не сомневались в даровитости поэта и с нетерпением ожидали от него стихов, бескорыстно занимались изданием его произведений. Например, издание «Евгения Онегина» готовил П. Плетнев, «Кавказского пленника» — П. Вяземский. И это, как сказали бы мы современным языком, несмотря на политическую неблагонадежность поэта, отсутствие карьерного роста и материального положения.
Сам Пушкин, осознав себя поэтом, не изменял своему призванию, хотя жил в постоянной нужде. А мог бы сделать дипломатическую карьеру, так как был определен в Коллегию иностранных дел. Если б захотел, то сделал бы и придворную карьеру.
Николай I назвал его умнейшим человеком, приблизил ко двору. «Стихотворство — мое ремесло», — отстаивал поэт себя.
Как бы жизнь ни складывалась, поэт трудился беспрестанно. Известно, что он любил писать, лежа в постели. И. Липранди вспоминает: «Пушкина мы застали без рубашки, сидящего на постели с поджатыми ногами и по обыкновению окруженного исписанными листочками бумаги». Из письма Пушкина Н. Н. Пушкиной 30 октября 1833 года: «Просыпаюсь в 7 часов, пью кофе и лежу до 3-х часов.
Недавно расписался и уже написал пропасть».
Для творчества Пушкин не нуждался в какой-то особой обстановке, она была самая простая. В Кишиневе: «стол у окна, диван, несколько стульев, разбросанные бумаги и книги». Похожая обстановка была у поэта в Михайловском: «сломанная кровать, некрашеный стол, два стула и полки с книгами».
Особенно плодотворным для Пушкина был осенний период. В это время он стремился к уединению. Из письма к Плетневу: «…Осень чудная, и дождь, и снег, и по колено грязь».
Беспримерный творческий взлет произошел в Болдине в 1830 году, когда были написаны «Повести Белкина», «Маленькие трагедии» и другие произведения.
Создание такого количества шедевров в течение трех месяцев свидетельствует об одновременном наличии у поэта множества разнообразных замыслов. По словам В. И. Даля, «он носился во сне и наяву целые годы с каким-нибудь созданием, и когда оно дозревало в нем, являлось перед духом его уже созданным вполне».
Современники утверждают, что поэт всегда писал быстро, одним вдохновением.
«Полтаву написал я в несколько дней; далее не мог бы ею заниматься и бросил бы все». Но для вдохновения нужны были условия, и оно не всегда приходило. «Но скука — холодная муза, и поэма не продвигается» . «Для вдохновения нужно сердечное спокойствие, а я совсем не спокоен» (А.
С. Пушкин — П. А. Плетневу).
Интересно описывает Н. Гоголь, как Пушкин работал над статьями. Из бумаги он нарезал ярлыков, на них писал заглавия, например «Русская изба», «Державин». Затем он клал их целою кучею в вазу, в свободное время вынимал и записывал о предмете «тут же, на том же билете, все, что знал».
Если работа у поэта по какой-либо причине не продвигалась или переставала удовлетворять его, то он ее бросал, не доделывая, как было, например, с «Арапом Петра Великого», «Братьями-разбойниками». По словам Лотмана, «весь творческий путь Пушкина устлан обломками незавершенных произведений, которые часто поражают глубиной мысли и совершенством художественных решений».
В одном из писем жене из Болдина в 1833 году Пушкин описал представления своих соседей о творческом процессе. «Вот как описывают мои занятия: как Пушкин стихи пишет — перед ним стоит штоф славнейшей настойки — он хлоп стакан, другой, третий — и уж начнет писать! — Это слава!»
Как возникал замысел? Стимулом являлись не только жизненные впечатления. Поэт изъездил много дорог и имел широкий круг знакомых. Но иногда толчком являлось чтение книг.
Известно, что «Кавказского пленника» он написал под влиянием стихов Д. Байрона. Стимулом для создания «Бориса Годунова» явилась «История государства Российского» Н. Карамзина и чтение В. Шекспира. «Граф Нулин» появился после перечитывания поэмы В. Шекспира «Лукреция».
П. В. Анненков писал: «Пушкин признавал высокую образованность первым, существенным качеством всякого истинного писателя в России».
Что собой представляют черновые листы поэта? Они покрыты рисунками, спутниками размышлений, профилями друзей, автопортретами. А зачеркнутые слова свидетельствуют о том, как тщательно поэт работал над словом, доводил его до совершенства. «Я видел у него черновые листы, до того измаранные, что на них нельзя было ничего разобрать: над зачеркнутыми строками было несколько рядом зачеркнутых же строк», — вспоминал М. В. Юзефович.
Закончив работу, Пушкин ставил на рукописи дату окончания. Есть даты особенно значимые для него: например, » Капитанская дочка» была закончена 19 октября 1836 года, в день лицейской годовщины.
Известно, что многие свои произведения Пушкин посвящал друзьям. «Борис Годунов» посвящен Н. Карамзину, » Кавказский пленник» — Н. Раевскому, » Евгений Онегин» — П. Плетневу.
Читал ли он вслух свои произведения? На странице 375 учебника-хрестоматии для 7-го класса есть отрывок из воспоминаний М. П. Погодина о том, как Пушкин публично читал «Бориса Годунова» в Москве в 1826 году. Речь поэта была простая и обыкновенная, а реакция слушателей очень сильная: «кого бросало в жар, кого в озноб». Здесь возможен вопрос ребятам: «Что могло, по вашему мнению, так взволновать присутствующих?»
Итогом урока могут стать поисковые задания: прочитать стихотворение «Осень» и рассказать, почему поэт любит это время года; назвать произведения, написанные в «болдинский период»; прочитать и выписать из воспоминаний И. Пущина описание комнаты Пушкина в Михайловском. В какой обстановке творил поэт в период своей ссылки?
«И пробуждается поэзия во мне…»