Идейно-художественное своеобразие драматургии Л. Н. Толстого
Драматургия Толстого неоднородна как по способам обрисовки явлений жизни, так и по своему художественному качеству. «Власть тьмы», «Плоды просвещения», «Живой труп» составляют ярчайшую страницу в истории русской и мировой драматургии. Один из создателей эпоса нового времени, Толстой и в драматургии нашел оригинальные, в высшей степени плодотворные пути творчества. Между его художественной прозой и драматургией есть свои внутренние соприкосновения. Если в «Смерти Ивана Ильича» и «Крейцеровой сонате» драматизм положений, переживаний имеет в своей основе «подобие жизни», то во «Власти тьмы», «Плодах просвещения» отражена драма народа, драма его повседневного бытия.
Народная тема в русской драматургии разрабатывалась и до Толстого. В драме А. С. Пушкина «Борис Годунов» показана роль народа в исторических событиях. «Бориса Годунова» и «Власть тьмы» отделяют друг от друга шестьдесят лет. Внимание Толстого привлекают иные явления и стороны народной жизни.
Он показывает деревню в тот период ее существования, когда старое тесно сплеталось с «новым», когда все сильнее и сильнее ощущалось воздействие буржуазных отношений. Писатель изображает повседневное течение жизни, ее «обычный» уклад, но в этой обыденности он вскрывает истинный драматизм, который входит неотъемлемым элементом в ее содержание. Существенной особенностью обрисовки действующих лиц во «Власти тьмы» является ярко выраженный нравственный критерий.
Конфликты, характеры героев развиваются в пьесе в силу своей жизненной логики, внутренней необходимости, и вместе с тем стремления, поступки людей показаны здесь в свете высоких этических требований, которым писатель всегда придавал огромное значение. Нравственное начало и драматизм во «Власти тьмы» образуют единое целое. Стремление любыми средствами добиться материального благосостояния, жажда богатства, легкой жизни, ведущие к преступлениям, вступают во «Власти тьмы» в острое противоречие с горячим желанием жить по справедливости; жестокость и подлость сталкиваются с нравственным чувством. Здесь и выявляются истоки драматического конфликта пьесы, в которой страстно осуждается не только само зло, но условия, породившие его, осуждаются обычные нормы жизни, являющиеся отражением основных принципов собственнического общества.
В совсем иной манере, иной тональности написана драма «Живой труп». Замысел произведения на тему, очень близкую этой пьесе, относится к середине девяностых годов. В своем дневнике 9 февраля 1884 года Толстой записал: «Ясно пришла в голову мысль повести, в которой выставить бы двух человек: одного — распутного, запутавшегося, павшего до презрения только от доброты, другого — внешне чистого, почтенного, уважаемого от холодности, не любви».
Конкретизация этой мысли привела художника к замыслу драмы, возникшему в 1887 году. Над созданием «Живого трупа» Толстой работал вначале с огромным увлечением, а затем появились сомнения в ценности и нужности этого произведения. Отличительными чертами пьесы являются воплощение сложных психологических коллизий и одновременно с тем тонкость, мягкость портретного рисунка, внешняя сдержанность драматического повествования и внутренняя напряженность чувств. «Живой труп» написан Толстым вскоре после завершения работы над «Воскресением». На первый взгляд, кажется не очень понятным переход от гневного обличения, разящей сатиры «Воскресения» к акварельным краскам «Живого трупа».
Однако использование различных средств, путей художественного претворения замысла в жизнь как раз и свидетельствовало о широте восприятия писателем действительности, богатстве его творческих замыслов. В то время как в «Воскресении» среда, с которой постоянно соприкасается основной герой, представлена людьми, стоящими у власти, хранителями порядка, в «Живом трупе» главное действующее лицо сталкивается с аристократической «добропорядочностью». В драме нет остро очерченных отрицательных фигур, подобных героям социально-сатирического романа. Те, с кем порывает Протасов, не отличаются какими-либо особыми пороками: это средние, обыкновенные люди определенного общественного круга, обладающие, с общепринятой точки зрения, многими достоинствами.
Но замысел художника и заключается в том, чтобы показать не только крайние проявления тех принципов, на которых основана жизнь господствующих классов, но и несостоятельность аристократической респектабельности. В «Живом трупе» Толстой развивает действие, не проводя вначале резких внутренних разграничений между героями. Но одновременно с тем он рисует в качестве исходной ситуации конфликт, стремясь изнутри прояснить характеры героев.
Духовный облик действующих лиц раскрывается постепенно, в противоречии с тем, какими герои кажутся при первом знакомстве с ними, вопреки тому, как оценивают их окружающие, что они думают сами о себе. И вместе с тем характеристика «респектабельных» героев несет в себе явные обличительные начала. Однако в процессе развития действия хорошее и дурное как бы меняются своими местами; то, что признавалось многими значительным, добропорядочным, выступает как мелкое и ничтожное, и наоборот, то, что оценивалось как ничтожное и низменное, предстает в своем душевном обаянии и силе. Существенной особенностью «Живого трупа» является неразрывная связь социального, психологического и нравственного аспектов.
Освещение коллизий жизни, психология героев в «Живом трупе», как и в других произведениях Толстого, включает в себя нравственный конфликт, который не обособляется от внутреннего развития драмы, но ясно проступает в обрисовке ее действующих лиц. Пожалуй, никто из русских и западноевропейских драматургов не выдвигал с такой глубокой художественной мотивацией, как автор «Власти тьмы» и «Живого трупа», те высокие этические требования к человеку, которые, по мнению писателя, должны составлять важнейшее начало духовной жизни.
Идейно-художественное своеобразие драматургии Л. Н. Толстого