Идейно-художественное своеобразие поэмы Твардовского «Василий Теркин»
Поэма «Василий Теркин» стала этапной для всей русской поэзии. Она продолжила пушкинскую традицию создания реалистического романа в стихах, повествующего о типичном представителе молодого поколения. У Твардовского ориентация на «Евгения Онегина» соединилась со стремлением представить художественное обобщение народного характера. Это шло вразрез господствующему в советской литературе изображению героя как активного строителя или защитника социалистического государства, носителя общечеловеческих идеалов.
В рядовом солдате, обыкновенном человеке, Твардовский показал проявившуюся в людях в годы войны волю, мужество, терпение, способность не терять самообладание в самых отчаянных ситуациях. С честью выходить из сложных положений Теркину помогает и понимание того, что Бой идет, святой и правый, Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле! Поэт любит своего героя, и эту любовь разделили с ним миллионы читателей по всему миру. Реалистическая картина войны создается в поэме на основе множества деталей, «подсмотренных» автором «по дорогам, где пришлось». Уже в первых главах обрисованы портрет и быт бойца, его внутренне состояние, окружающая природа, на фоне которой разворачиваются военные события.
Антитезой по отношению к ним являются картины мирной жизни. Эти эпизоды красочны, радостны, полны жизни, но все они возникают лишь в воспоминаниях и мечтах. Фронтовой быт пехоты суров и беден: бои, бомбежки, минометные обстрелы, скудное вооружение. Все эти детали конкретны, и на их фоне становятся ощутимее внутренняя жизнь русского солдата. Его сердце не очерствело на войне: в нем живы чувства к Родине , «боль-мечта» о родном доме, потребность в верной любви женщины.
А «святей и чище» фронтовой дружбы и вовсе ничего нет. Впечатление максимальной достоверности помогает создать использование разговорной речи. Благодаря этому «близкими к живой реальности» становятся не только монологи, но и диалоги, массовые сцены и повествование рассказчика. Беседы героя построены на приеме сказа.
Сказовую природу монологов Теркина подтверждает включение в них обращений , просторечий . Все эти особенности характерны и для других персонажей, и для повествования лирического героя. В связи с этим автор откровенно признает, что слова Теркина имеют обобщенный смысл: И скажу тебе, не скрою — В этой книге там ли, сям То, что молвить бы герою, Говорю я лично сам. Важно, что поэма имеет фольклорную основу.
Наряду с реалистической достоверностью в образе Теркина присутствует элемент условности, что позволяет сопоставить его с персонажем сказок и былин. То, что известно о прошлом героя, не может быть основой для формирования характера, склада ума, знаний. Теркин — самородок, воплощение народного духа. Он свободно владеет литературным языком, но главный его талант — всепоглощающий юмор.
Происхождение роднит героя с автором, тоже «смоленским», но родина Теркина — вся «отчизна-мать». Независимость черт характера от происхождения героя юмористически подчеркивается в высказываниях самого Теркина: «Я от тетки родился». В тексте поэмы можно выделить отрывки, в которых нарушается ритмика основного размера — четырехстопного хорея, напоминающего народные произведения. Достоинства русской натуры выявляет национальная беда — война. Подобно героям классиков, Теркин ощущает себя частицей России.
Для него это не просто страна, а «мать-старуха», вызывающая потребность нести за нее ответ перед всем миром. Неброские черты русского пейзажа тревожат сердце героя. Все возвращает его к мыслям о мирной жизни.
Но поля пусты, трава примята, земля изрыта воронками. Теркин дорог и близок не только бойцам, но и читателям, так как он есть воплощение национального положительного героя. Поэма «Василий Теркин» восхищает простотой и естественностью интонаций и языка, совершенством стиха. Ее заметил и высоко оценил такой взыскательный, требовательный критик, как И. А. Бунин. В лице Твардовского русская классическая поэзия получила еще одного достойного наследника и продолжателя своих лучших традиций.
С именем этого поэта справедливо связывают идеалы правды, честности и благородства.
Идейно-художественное своеобразие поэмы Твардовского «Василий Теркин»