Идейно-художественное своеобразие «Слова…»
Автор «Слова…» неизвестен. Разыскал произведение известный собиратель древностей и знаток русской словесности Мусин-Пушкин. Вероятнее всего, у Мусина-Пушкина был не оригинал произведения, а его более поздняя копия (XIV век), которая погибла во время пожара Москвы 1812 года.
Сохранились лишь первое печатное издание 1800 года (так называемое мусин-пушкинское) и писарский список, сделанный для Екатерины Второй. Вышеизложенные факты явились причиной долгих споров о подлинности «Слова… «. В настоящий момент подлинность его доказана как историческим анализом, так и лингвистическим. Неточности переписчиков (как древних, так и более поздних) породили проблему «темных мест», которые истолковываются исследователями по-разному. Изучению образной структуры и языка «Слова…
» посвящено огромное множество работ. Из последних и наиболее значительных — труды акад. Д.
С. Лихачева, который изучал стилистику «Слова…
» и его художественные особенности. Историческому анализу произведение подвергал акад. Б. А.
Рыбаков. Интересны изыскания в вопросе построения композиции » Слова…». Как следует из текста произведения, события в нем излагаются не в хронологическом порядке. Д.
С. Лихачев считает это мастерским стилистическим приемом автора «Слова…», а Б. А. Рыбаков в книге «Слово о полку Игореве» и его время» выдвинул оригинальную гипотезу о «перепутанных страницах», согласно которой путаница с кусками текста произошла от того, что корешок оригинала (с которого делалась копия) истерся, и страницы, ничем не скрепленные, перепутались. Разбив текст «Слова…» на смысловые отрезки и подсчитав в них количество слов и букв, Рыбаков пришел к выводу, что их количество вполне могло соответствовать страницам книги (с рисованными миниатюрами или без).
В означенном издании приводится вариант текста «Слова… «, который, по мнению Рыбакова, был изначально. Идейное содержание «Слова… » было так определено К. Марксом: «Смысл поэмы — призыв русских князей к единению как раз перед нашествием монголов…
Вся песнь носит христиански-героический характер, хотя языческие элементы выступают еще весьма заметно».
Идейно-художественное своеобразие «Слова…»