Идейно-художественные особенности поэмы Твардовского «За далью — даль»
Твардовский жил и творил в самую сложную и противоречивую эпоху советской истории. Большинство его произведений тесно связаны с теми событиями, которые происходили в стране. Отличительной чертой Твардовского, на мой взгляд, является его неумение лукавить. Искренность — вот основное его качество.
Одним из лучших произведений поэта, без сомнения, является «За далью — даль», написанная во времена «хрущевской оттепели». Здесь автор поднимает самые разные вопросы и проблемы действительности. Но при этом особое внимание уделяется Великой Отечественной войне. Твардовского волнует все, что происходит в его родной стране.
В художественном плане интересно построение поэмы. Поезд, в котором едет герой произведения, проезжает почти по всей территории огромной страны. Таким образом, происходит некое объединение времени и пространства, все теперь концентрируется в размышлениях героя.
Можно говорить о том, что поезд является неким символом жизни и существования человека. Путешествие становится не просто действительностью, в которой оказался герой, но и воспоминанием, и своеобразным подведением итогов: Я видел, может быть, полсвета И вслед за веком жить спешил, А между тем дороги этой За столько лет не совершил… Таким образом, автор считает обязательным подобное путешествие во времени и пространстве.
В поэме Твардовский обращается и к молодежи, достаточно вспомнить главу «Москва в пути»: Тебе сродни тех далей ветер. Ты знаешь: очередь твоя — Самой в особом быть ответе За все передние края. Важно заметить, что проблема отношения будущих поколений к родине всегда волновала автора. И судьба молодежи в сознании героя тесно связана с прошлым и, в первую очередь, с войной, которую просто невозможно вычеркнуть из памяти: Однако, — нужды нет лукавить, — Душа, минуя давность лет, Той горькой памяти оставить Еще не может и нет-нет- В тот самый заступает след.
Обращаясь к теме войны, Твардовский еще раз утверждает, что долг и честь являются основными качествами настоящего бойца. Кроме того, автор очень часто собственные мысли и свое отношение к жизни передает через размышления своих героев: Он так сказал: ходить в атаки И умирать, коль выпал час, Есть тот гражданский долг, что всякий Обязан выполнить из нас. Весьма откровенно повествует автор и о своем отношении к власти.
Здесь нужно казать о знаменитой четырнадцатой главе «Так это было». Она посвящается тому времени нашей истории, когда …четверть века Призывом к бою и труду Звучало имя человека Со словом Родина в ряду. Здесь речь идет о Сталине и времени, когда он управлял огромной страной. Твардовский весьма откровенно говорит о жизни народа в то время. Автор уделяет особое внимание репрессиям и гонениям в этот период.
Тогда правила сила, которая могла карать либо миловать: Так на земле он жил и правил, Держа бразды крутой рукой. И кто при нем его не славил, Не возносил — Найдись такой! Признавая много отрицательного и трагичного в сталинской эпохе, тем не менее, автор не берется никого осуждать, ибо такова была действительность. Твардовский видит исключительность личности вождя и считает, что во многом и его заслуга в том, что Советский Союз одержал победу в Великой Отечественной войне: Ему, кто все, казалось, ведал, Наметив курс грядущим дням, Мы все обязаны победой, Как ею он обязан нам…
Сам автор уделял особое внимание уделял и говорил о ней следующее: «Впервые, может быть, тронул в упор то, что выходит за пределы только литературы». Но Твардовский считает, что в этом и есть истинное назначение настоящего писателя и поэта, поскольку обращение к правде и справедливости — главная его обязанность. Нужно пробуждать в человеке стремление к истине, но при этом нельзя категорично относиться к своему прошлому. Из негоследует черпать только лучшее и стремиться к будущему благополучию: За годом — год, за вехой — веха. За полосою — полоса.
Нелегок путь. Но ветер века — Он в наши дует паруса. Думаю, эти слова являются ключевыми не только в поэме, но и во всей жизни человека, в них проявляется истинный оптимизм Твардовского.
Идейно-художественные особенности поэмы Твардовского «За далью — даль»