Идейно-художественные особенности повести В. Распутина «Прощание с Матерой»
Литература 1960 — 1980-х годов развивает традиции русской классической литературы, обращаясь к судьбе России, к образу «малой родины», к народным нравственно-этическим идеалам. Произведения такого плана назвали «деревенской прозой». Повесть В. Распутина «Прощание с Матерой» — одно из самых значительных, вершинных произведений деревенской прозы. Конкретная жизненная ситуация приобретает здесь обобщенно-символическое значение.
Жанр произведения можно определить как философскую притчу. О судьбе родины, всей земли, моделью которой и является Матера, с тревогой размышляет писатель. Матера — это остров на Ангаре, где уже триста с лишним лет живут люди, из поколения в поколение возделывая плодородную сибирскую землю, в изобилии дающую им хлеб, картошку, корм для скотины. Создается впечатление вековечной жизни: старухи на острове уже не помнят в точности своих лет.
Когда приходит время, с Матерой они прощаются, как с живым существом. Ее уход старожилы объясняют вмешательством неразумной человеческой воли в естественный ход вещей, в разумное жизнеустройство. Исчезновение Матеры равносильно концу света.
Но все это очевидно только для старух, старика Богодула и самого автора. Особенно тяжело переживает происходящее Дарья Пинигина, «самая старая из старух». Она «видит на память» всю историю Матеры.
Образ Дарьи, мне кажется, — самая большая удача Распутина. Он уникален по своему драматическому психологизму и философичности. В мыслях Дарья всегда обращается к предкам, которые жили и умерли, чтобы подготовить жизнь новых поколений, которые оставили им свой духовный опыт.
Героиня болеет душой за весь свой род, поэтому осквернение родовых могил материнцев «нечистью» из санэпидстанции становится для Дарьи и других старожилов Матеры настоящей бедой. По их мнению, это признак полного одичания человека. Таким образом, один из основных философских смыслов повести заключается в том, что не нами начинается жизнь на земле и не нашим уходом заканчивается. Как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки. Распутин устами своей героини, Дарьи, говорит о важнейших вещах — сохранении памяти, корней, традиций.
Память Дарьи не смыть водами Ангары. Она даже избу свою, в которой жили многие поколения предков, провожает в последний путь, как живую, отмывая и беля в последний раз. Писатель показывает, как от поколения к поколению связи с Матерой ослабевают.
Пятидесятилетний сын Дарьи Павел уже не уверен, правы ли старики в своей яростной защите острова, а его сын Андрей ведет с бабкой спор о техническом прогрессе. В дальнейшем существовании острова он не видит толку и согласен отдать его «на электричество». Тем самым Андрей отрекается от своей родины и объединяется с чужими, «официальными лицами», для которых жители Матеры — «граждане затопляемые». Распутин вовсе не против прогресса, но его настораживает то, что за ним теряется человек.
В устах Дарьи звучит материнская тревога и боль за человеческую душу, изуродованную цивилизацией. Героиня видит, что уже не машины служат людям, а люди — машинам и предостерегает: «Себя вы и вовсе скоро растеряете по дороге». В повести двадцать две главы, в которых воспроизводится быт жителей Матеры в последние три месяца их пребывания на острове. Сюжет развивается неторопливо, позволяя вглядеться в каждую деталь навсегда уходящей жизни, в подробности привычного пейзажа, ставшего особенно дорогим накануне гибели.
В черты родной своей природы вглядывается Дарья Пинигина, патриарх деревни, обладающая строгим и справедливым характером, что притягивает к ней слабых и страдательных. Она оказывается в центре переплетения сюжетных линий, связанных с другими жителями Матеры: Богодулом, Катериной и ее сыном Петрухой, Настасьей, женой деда Егора, Симой, воспитывающей внука Колю. Дом Дарьи — последний оплот «обжитого» мира в противостоянии с «недумью, нежитью», воплощенной в мужиках, присланных, чтобы сжечь ставшие ненужными постройки, деревья, кресты на кладбище, а также в председателе бывшего сельсовета Воронцове.
Трагическая развязка повести проявляет авторскую позицию. Но разрешение конфликта неоднозначно. Конфликт повести имеет социально-исторический смысл.
Столкновение старого и нового предстает как попытка «пополам преломить» вековые устои жизни. В этом философско-нравственном произведении затрагиваются проблемы, ставшие актуальными на исходе ХХ века: экономические последствия научно-технического прогресса, наступление цивилизации на немногие уголки патриархальной жизни. Но, кроме того, «прощание с Матерой» рассматривает и вечные вопросы: отношения поколений, поиск смысла человеческого существования, ожидание смерти.
В социально-бытовых вопросах повести — различие городского и деревенского укладов жизни, разрушение традиций, отношение народа к власти — высвечивается их глубинный, сущностный смысл.
Идейно-художественные особенности повести В. Распутина «Прощание с Матерой»