• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Идейное и художественное богатство комедии «Горе от ума»

 

Идейное и художественное богатство комедии «Горе от ума»

Комедия «Горе от ума» появилась накануне восстания декабристов. Она отразила общественную жизнь страны и те изменения, которые произошли в России после Отечественной войны 1812 года. Пьеса имела огромный успех, была восторженно встречена всеми передовыми людьми России. По словам Пушкина, комедия «произвела неописанное действие и вдруг поставила Грибоедова наряду с нашими первыми поэтами». «Горе от ума» — комедия социально-политическая. В ней поставлены злободневные вопросы того времени: о крепостном праве, о государственной службе, о просвещении, воспитании, рабском подражании и презрении ко всему национальному, народному.

В основе конфликта лежит столкновение между веком нынешним и минувшим. Представителем «века нынешнего» является Чацкий, а «века минувшего» — фамусовское общество. Чацкий — выразитель идей декабристов.

Он выступает против устоев фамусовского общества, против крепостного права, «Несторов негодяев знатных», «зловещих старух». Чацкий обличает тех, кто без зазрения совести меняет своих верных слуг на «борзые три собаки». Он обрушивает свой гнев на того «любителя» искусства, который «на крепостной балет согнал на многих фурах от матерей, отцов отторженных детей», а затем распродал их поодиночке.

Чацкий обличает «век минувший», «век покорности и страха», тех, кто является идеалами фамусовского общества, — Максима Петровича , Кузьму Петровича . Представители фамусовского общества видят в службе источник наживы. Например, полковник Скалозуб не стесняется в выборе путей для продвижения по службе: Довольно счастлив я в товарищах своих, Вакансии как раз открыты, То старших выключат иных, Другие, смотришь, перебиты. Фамусов говорит, что при нем «служащие чужие очень редки; все больше сестрины, свояченицы детки». У Фамусова даже такой обычай: «подписано — так с плеч долой».

Именно поэтому Чацкий, который готов служить «делу, а не лицам», отказывается от службы: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Фамусовское общество оценивает людей не по уму, а по богатству, по способности «чины добыть» и «сгибаться вперегиб». Недаром Лиза говорит: Как все московские, ваш батюшка таков: Желал бы зятя он с звездами да с чинами.

Для Фамусова Скалозуб завидный жених, потому что он «и золотой мешок, и метит в генералы» и «выгод тьму по службе получил». Фамусовщина — это косность, реакция, рутина, болото, которое поглощает все новое, передовое. Представители фамусовской Москвы больше всего на свете боятся проявления вольности: «Они тотчас: разбой! пожар!» Главную причину возникновения вольнодумства они видят в учении: Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений. Они считают, что «уж коли зло пресечь забрать все книги бы да сжечь». Именно поэтому фамусовское общество называет Чацкого «карбонарием», вольнодумцем, «опасным человеком», «вольтерьянцем «.

Он настоящий возмутитель спокойствия в кругу Фамусовых, Скалозубов, Молчалиных. Здесь больше всего боятся молвы . Молчалинство — вот типичная черта этого прогнившего общества. Молчалин — воплощение угодничества, лицемерия, подлости.

Он живет по принципам своего отца, который завещал ему «угождать всем людям без изъятья». И в этот мир, где «Молчалины блаженствуют на свете», врывается Чацкий с его тревогами, мечтами о будущем России… Герой Грибоедова поднимает свой голос и в защиту национальной культуры. Чацкий — горячий патриот. Вернувшись домой, он не находит ничего, кроме торжества пороков, позорного раболепия перед «французиком из Бордо». «Воскреснем ли когда от чужевластья мод?!» — с горечью восклицает Чацкий.

Грибоедов рисует своего героя не побежденным, несмотря на пережитую личную драму, а победителем. Это отметил Гончаров: «один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель!

Комедия поразила современников не только остротой общественно-политических проблем, но и художественной новизной, оригинальностью формы. Современники видели новаторство комедии в том, что, продолжая традиции классицизма, Грибоедов ввел в пьесу черты реализма . Заслугой драматурга явилось и то, что он создал типические образы. Своеобразием комедии было наличие в пьесе множества внесценических персонажей, что дало возможность поэту показать всю Россию, наличие двух лагерей — Фамусовых и Чацких.

Ярко раскрыл художественное своеобразие комедии Грибоедова Гончаров в критическом этюде «Мильон терзаний» . Он отмечал наличие в пьесе двух «пружин», которые движут развитием действия: в первой части — это любовь Чацкого к Софье, а во второй — сплетня о безумии Чацкого. Образы героев развиваются в ходе самого действия. Особое место в раскрытии характеров персонажей имеют языковые характеристики.

Например, Молчалин употребляет частичку «с», когда говорит с людьми высшего ранга . В этом «с» выражается стремление угодить. Язык Чацкого — язык оратора.

В его речи много слов публицистического стиля. Язык Скалозуба напоминает язык воинских уставов . Пушкин отмечал особенности языка «Горя от ума», подчеркивал, что половина стихов комедии «войдет в пословицы и поговорки». Он оказался прав. Очень многие реплики героев комедии стали пословицами и поговорками .

Эту особенность подчеркнул и Гончаров, говоря, что «грамотная масса… обратила мильон в гривенники», выучив «Горе от ума» наизусть. Гончаров писал о комедии в 1871 году, когда прошло уже много лет с момента ее создания, но она не потеряла своей свежести и моложавости. Прошло более ста лет с тех пор, как были написаны эти слова, но комедия по-прежнему не сходит со сцен наших театров.

Она поистине бессмертна!



Идейное и художественное богатство комедии «Горе от ума»

Другие сочинения по теме:

  1. Художественное новаторство Грибоедова в комедии «Горе от ума» Художественное новаторство Грибоедова проявилось в «Горе от ума» и в том, что он преодолевает однолинейность в изображении характеров, свойственную писателям...
  2. Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»; «Главная Образ Чацкого в комедии «Горе от ума» «Главная роль, конечно, — роль Чацкого, без которого не было бы комедии, а,...
  3. Социальное и вечное в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова Комедия Грибоедова «Горе от ума» носит социальный характер. В ней даны правдивые картины русской жизни после Отечественной войны 1812 года....
  4. Преодоление канонов классицизма в комедии «Горе от ума». Язык комедии Грибоедова Урок можно начать с сообщения учителя о поэтике комедии, где будут изложены такие положения: 1. В комедии «Горе от ума»...
  5. Неординарное объяснение названия комедии «Горе от ума» Название любого произведения — ключ к его пониманию, поскольку оно почти всегда содержит указание — прямое или косвенное — на...
  6. Значение комедии «Горе от ума»; Горе от ума Грибоедов А. С Значение комедии «Горе от ума» «Горе от ума» по богатству своего содержания и художественности формы явилось комедией исключительной, для того...
  7. Характеристика образа Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума» Больше ста лет звучит со сцены горячий гневный голос Чацкого, зовущий к борьбе с рабством, с сословными предрассудками, с невежеством...
  8. Роль монологов Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Горе от ума Грибоедов А. С «Горе от ума» — первая русская политическая комедия, в которой автор вы пес па повестку дня самые актуальные проблемы современности....
  9. Конфликт комедии «Горе от ума» и ее композиция Гениальным новатором оказался Грибоедов и в развитии языка русской драматургии. Он широко и обильно использовал в своей комедии живую разговорную...
  10. Роль любовной драмы Чацкого в основном конфликте комедии «Горе от ума» «Горе от ума» — это единственное широко известное произведение А. С. Грибоедова. Эта комедия была написана в первой четверти девятнадцатого...
  11. Сочинение: Роль персонажей в комедии «Горе от ума» Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» является ярчайшим примером связи литературы с жизнью общества. Злободневность произведения актуальна и по...
  12. Смысл названия комедии «Горе от ума» Сочинения по литературе: Смысл названия комедии «Горе от ума». Главными героями комедии «Горе от ума» являются Чацкий и Фамусов. А....
  13. Какие конфликты переплетены в комедии Грибоедова «Горе от ума» Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» была написана после Отечественной войны 1812 года, в период подъема духовной жизни России....
  14. Конфликт и структура композиции комедии «Горе от ума» Комедия построена по очень ясному и простому плану. На это указывает сам автор в письме Катенину, раскрывающем композиционный план комедии...
  15. Традиции и новаторство А. С. Грибоедова в комедии «Горе от ума» Сочинения по литературе: Традиции и новаторство А. С. Грибоедова в комедии «Горе от ума» Комедия «Горе от ума» создавалась на...
  16. Критика и современники о комедии «Горе от ума» Комедия А. С. Грибоедова вызвала самые разноречивые толки у современников и породила полемику в литературных кругах. Наиболее интересными были отзывы...
  17. Образ Чацкого и мое к нему отношение в комедии Грибоедова «Горе от ума» А. С. Пушкин, высказывая свое мнение о пьесе Грибоедова, усомнился в художественной цельности образа Чацкого. Самым умным действующим лицом комедии...
  18. Идейный смысл комедии Грибоедова «Горе от ума» Гениальный художник, один из основоположников русского реализма, автор замечательнейшего произведения русской стиховой драматургии — бессмертной комедии «Горе от ума», А....
  19. Образ и характеристика Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума» Грибоедов писал : «…в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом,...
  20. Мастерство автора комедии «Горе от ума» В «Горе от ума» ярко появились важнейшие особенности реалистического искусства: реализм не только освобождает индивидуальность автора от мертвящих правил, канонов...
« «Чтобы поверить в добро, нужно сначала делать его» — Л. Н. Толстой
Смешное и трагичное в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения