Идейное содержание повести Вольтера «Простак»
В 1767 году Вольтер создает повесть «Простак». Здесь впервые в философской прозе он переносит действие из экзотических стран во Францию. Человек, который способен «воспринимать все предметы в неискаженном виде, гурон по воспитанию, француз по рождению оказывается в среде французского дворянства и духовенства XVIII столетия, где властвуют беззаконие, шпионаж, доносы, религиозные преследования, коррупция королевской администрации.
Проводя Простака через круги ада, которые именуются цивилизованными отношениями, Вольтер с помощью всех оттенков комического подвергает критике политику, религию, брак, науку. Главнейшие черты главного героя — здравый смысл и откровенность. Простак делает поступки, которые приемлемы с точки зрения природы, но противоречат морали французского общества, представители которого считают его довольно странным и даже опасным. Чем глубже Простак знакомится с французской действительностью, тем драматичней становится его конфликт с ней.
Постепенно он понимает, что даже Библию, источник мудрости и добра, используют как оправдание вранья, лицемерия, фарисейства, религиозных конфликтов. Чистая душа Простака опирается фальши человеческих отношений, тогда как другие и не замечают ее.
Непосредственно выказав свое отношение к гугенотам, он попадает по доносу шпиона в тюрьму, из которой его спасает ценой своей чести любимая. Простак получает образование и культурные манеры, но это уже другой человек. Он вынужден примириться со злом ценой больших потерь: гибнет волшебная Сент-Ив, жертвуя честью ради спасения возлюбленного, мудрый Гордон находит теплый городок в мути несправедливого мира, сам Простак тоже устраивается согласно своим способностям и родословной.
Вольтер последовательно развивает главную идею Просветительства — идею «естественного человека, доказывая, что такому человеку нет места в обществе, до края обезображенного «законом условным».
Идейное содержание повести Вольтера — губительное влияние общества на «естественного человека», что и обусловило сложность, многогранность образа Простака, который противостоит цивилизации, а не восхищается ею. Душа героя простая и искренняя, не испорченная грузом лицемерия, стремится к гармонии с собой и людьми. О смысле деятельности Вольтера Виктор Гюго сказал так: «Бороться против фарисейства, разоблачать лицемерие, тиранию, узурпацию, вранье, предрассудки, суеверие, разрушить храм, чтобы возвести новый, то есть заменить вранье истиной, нападать на жестокость суда, нападать на кровожадное духовенство, взять кнут и выгнать всех торговцев со святилища, требовать наследства для лишенных его, защитить слабых, бедных, угнетенных, бороться за преследуемых и угнетенных — вот война Иисуса Христа.
И кто же тот человек, который вел эту войну? Вольтер!»
Взгляды Вольтера близки к философским позициям одного из величайших украинских мыслителей — Григория Сковороды, творчество которого к 50-80 годы XVIII столетия имеет определенные элементы «естественного права». Он утверждает решающее значение свободы для формирования личности, его гуманистические идеалы базируются на моральных ценностях христианства, но, равно как и Вольтер, украинский философ протестует против злоупотреблений церковников и внешних обрядовых наслоений. Идеи Вольтера имеют общечеловеческое значение.
Они не исчезли вместе с XVIII столетием, а продолжают оставаться актуальными в наши дни.
Идейное содержание повести Вольтера «Простак»