Идея повести О. Бальзака «Гобсек»
В мировой и украинской литературе нам известно множество примеров, когда писатели всесторонне изображали современное им общество, со всеми его недостатками и положительными чертами. Писательство всегда остро реагировало на события, происходившие с его народом, рисуя их в своих романах, повестях, рассказах и поэмах. Оноре де Бальзак — французский писатель XIX века. На протяжении всей своей жизни он пытался осуществить по-настоящему фундаментальный и гениальный творческий замысел — написать цикл романов под общим названием «Человеческая комедия», в котором стремился изобразить французское общество, создавая яркие и оригинальные, характерные для эпохи образы-типы. «Гобсек» — повесть, объединялась с «Человеческой комедией» общим замыслом.
В XIX веке в политической и общественной жизни Франции происходили значительные изменения и преобразования. В результате революционных событий в обществе воцарился хаос, опосредованно править обществом начали совсем не те образы-типы, которых все ожидали. Гобсек — реалистический образ, один из характерных типов той эпохи. Гобсек — ростовщик, заработавший в своем деле миллионы. Это одинокий человек, который, однако, сознательно не стремится общества. Гобсек зарабатывает на своих клиентах, пользуясь их тяжелым положением, фактически разоряет их. Он не верит в человеческую честность, порядочность, в любовь и дружбу. Это не столько характеризует Гобсека как черствого и бессердечного человека, сколько характеризует общественную ситуацию. То была эпоха безверия в лучшие человеческие качества, в нормальные человеческие отношения, построенные на доверии и уважении. Мир и общество представлялись многим тогдашним французам как большой механизм, в котором были лишь деньги и власть.
Интересно, что образы повести «Гобсек» не являются одноплановыми. Также не были однозначными и современники Бальзака: многие из них имел незаурядный аналитический ум, умели мыслить самостоятельно, были незаурядными личностями. Однако большой механизм, машина, которыми руководит золото, был запущен, и они часто перетирали в своих жерновах судьбы людей или судьбы целых семей. В своей повести Бальзак протестует против такого состояния общества и государства. Писатель справедливо считает его ошибочным, неестественным, нездоровым. Изображая хищных к деньгам, бездушных людей, Бальзак подчеркивает, что на таких основах нельзя строить ни отношения с людьми, ни социум, ни государство. Создавая реалистические образы, Оноре де Бальзак утверждает идею отрицания ненормального устройства общества, порождающего таких, как Гобсек, и идею вторичности денег и власти, которые, безусловно, должны отступать перед извечными ценностями человечества — любовью, порядочностью, благородством, бескорыстной взаимной поддержкой. Должны отступать… но, к сожалению, не всегда отступают.
Конечно, ситуация в нашей стране совсем не похожа на ситуацию во Франции времен Оноре де Бальзака. Однако я считаю, что идеи, высказанные в произведениях великого писателя, являются вечными и актуальными и для нашего общества. Читая о Франции XIX века, мы должны задумываться над собственной судьбой и судьбой нашей родного государства.
Мне очень понравились образы, нарисованные Оноре де Бальзаком в его повести «Гобсек». Нет, конечно, мне не нравится ростовщик Гобсек, который разоряет своих клиентов, пользуясь их финансовой несостоятельностью… Меня очаровала та манера, в которой гениальный французский прозаик Бальзак рисует своих персонажей. Я думаю, что такого эффекта реалистичности Бальзак достигает с помощью многих приемов, главным из которых, по моему мнению, является многоплановость его персонажей. Они не имеют одной доминирующей черты, которая и предопределяет все их поведение, поступки, мысли (так, как было в литературе классицизма). В душах персонажей происходят сложные психологические процессы, они являются носителями разных, часто противоречивых качеств.
Главный персонаж повести — ростовщик Гобсек, который дерет со своих клиентов бешеные проценты, он одинокий и замкнутый в себе человек, никого не любит и, кажется, не имеет в этом необходимости. Однако это образ совсем не однозначен, тем более не однозначно негативный. Юрист Дервиль, от лица которого ведется повествование, говорит о Гобсек так: «В нем живут два существа: скряга и философ, подлое существо и величественное. Мне кажется, такая характеристика Гобсека меткая и очень уместная. Гобсек — типичный представитель своей эпохи (собственно, по замыслу Бальзака было создание как можно более реалистической картины современного ему общества. Поэтому не следует забывать, что во многом, как представителя эпохи, черты Гобсека обусловлены этой эпохой, сформированы ею и, можно сказать, порождены. Никто, наверное, не будет спорить, что Гобсек — очень сухой, черствый человек. Но каждый день он видит всю безнравственность и разврат так называемого «высшего света», все отвратительные и бесчеловечные черты характера лиц, которые должны быть лучшими, элитой, душой и интеллектом общества. Я задаю себе вопрос: выжил бы Гобсек, если бы имел чуткое, невинное сердце? Думаю, нет. Но должен был выжить! Ибо каждый человек, хочет того или нет, пристраивается к тем, кто его окружает. Гобсек не верит в искренние человеческие отношения, в честность и бескорыстие. Может ли он верить в это, сталкиваясь ежедневно с такими поступками, которые не дают никаких оснований для веры не только в людей, но в жизнь вообще? Думаю, нет. К тому же аналитический ум Гобсека, его способность к оценке ситуации, к философским соображениям достойны уважения, если не восторга.
Я ни в коем случае не оправдываю Гобсек в его хищничестве и жестокости, но думаю, что человека во многом формирует общество, в котором он живет. Личность должна иметь свою точку зрения, не опускаясь до общего уровня, не деградируя только потому, что все такие. Так, сильная личность может подать протест. Не было ли отдаление Гобсека от общества его протестом? Он не в состоянии быть полноправным членом того общества, в котором развлекаются, плетя интриги, где все против всех, утопают в роскоши, разврате, безнравственности. Вероятно, это и был своеобразный протест Гобсек…
Как по мне, образ Гобсека требует много аспектного, глубокого осмысления. Это не тот образ, который был специально создан как олицетворение определенной черты. Для меня Гобсек — живой человек, настолько многогранный и сложный, что любые категорические суждения о его «позитивности» или «негативности» кажутся мне неуместными и необоснованными. Гобсек — чрезвычайно реалистичный образ, это полноценная личность, пусть и не слишком привлекательная. Я не уверена, что можно понять Гобсека до конца, но попробовать стоит…
Идея повести О. Бальзака «Гобсек»