Ирония и гротеск в изображении столкновенья демонических сил с действительностью
Сочинение по роману Г. Булгакова «Мастер и Маргарита». Как правило, жанр произведения диктует использование определенных художественных средств. Но в данном случае тяжело определить разновидность романа, в котором есть миф и реальность, комическое и трагическое. Именно поэтому Булгаков использует в разных ситуациях то юмор, то иронию, то гротеск и сатиру. Причем все эти средства связаны. Один из известных исследователей литературы В. Лакшин считает, что в самой природе романа Булгакова есть что-то парадоксальное. В нем присутствует ирония — не как черта стиля или прием, но как часть общего понимания мира автором. Парадокс разрушает обычное представление о мире.
Так вот и в романе «Мастер и Маргарита» в необыкновенном приоткрывается общечеловеческое и понятное, тогда как в обычном, житейском иронический взгляд автора находит немало загадочного и странного. Об этом свидетельствует сцена в варьете, когда собеседники Воланда предпочитают видеть в нем не более чем мастера гипноза. Затем Жорж Бенгальский с «мудрой улыбкой», как иронизирует автор, спешит успокоить всех, что маэстро хорошо владеет техникой фокуса. Поэтому и Варенуха отделывается от вопросов житейской фразой: «Этого не может быть!»
Хоть Булгакову и предъявили обвинение в мистицизме, тем не менее, он совсем не призвал никого ни к какой новой вере и т. п. Он предложил лишь предположить: а что если бы… Автор иронизирует, прежде всего, над вялостью мысли, которая приводит к стандарту мышления и действия.
Гротеск как средство изобличения негатива. Булгаков иронизирует по поводу того, что чудо могут создавать и всякого рода мошенники. Похоже, что бюрократы, лжецы, взяточники могут посоревноваться с нечистой силой в деле создания «чудес». Так рождается идея гротеска. Автор употребляет фантастику как средство подчеркнуть нелепость реальности. Так Коровьев осуществляет фантастическое: оставляет за столом «управляющий костюм». Так, но не удивительно ли, что, возвратившись, руководитель одобрил все подписанное костюмом. Огромный кот Бегемот не только лезет в трамвай, но еще и собирается заплатить, и это не приводит в удивление кондуктора, а бесит. И так гротеск помогает увидеть, что именно отравляет жизнь людей — злость, трусливость, подозрительность, вранье.
В романе немало черт современной Булгакову действительности с ее преувеличенным страхом перед государством. Так пойманный на взятке Никанор Босой сознается, что деньги брал, но советские, а не валюту. Таким образом, он старается отделить общественную мораль от личной: он мошенник, но он свой, советский. Так же гротескно выглядит реальность в магазине. Гротеск изображенного лишь подчеркивает его негативность, является способом выявления негатива. Оба средства применяются и относительно изображения демонических сил, и относительно жителей современной Булгакову Москвы. Автор подчеркнул с помощью гротеска и иронии то необычное, что заслуживает быть высмеянным.
Роман «Мастер и Маргарита» создавался на протяжении 1928-1940 годов. Булгаков, как любой образованный человек, видел недостатки и ошибки устройства, которое существовало. Как писатель, он мастерски описал в своем романе эти проблемы. Сатира — это высмеивание чего-то отрицательного. Читая внимательно роман «Мастер и Маргарита», мы замечает, что высмеивает автор. Роман начинается с того, что Берлиоз и его друг, поэт Иван Бездомный, отдыхают в парке, а когда к ним подходит Воланд, они относятся к нему настороженно. Почему? Друзья считают, что он шпион, враг для советских людей, ведь он иностранец. И хотя Берлиозу, как образованному человеку, интересно пообщаться с Воландом, он должен играть под «дудку» советской морали.
Наблюдая за разговором этих персонажей, мы видим еще один сатирический момент. Берлиоз и Бездомный стараются убедить «иностранца», что Иисуса Христа не существовало, а истории о нем обычная выдумка. Читая эти строки, мы понимаем своей духовной сущностью, что люди забыли о Боге, о вечных ценностях, а это неизбежно ведет к трагедии.
Писатель также высмеивает жажду людей к легкой наживе. Это хорошо видно в эпизоде, где описывается выступление Воланда с его свитой в Варьете. Люди ловят червонцы, считая их настоящими. Женщины обменивают свои платья и ботинки на новые, красивые. А в конце сеанса это все оказывается заблуждением, и люди остаются ни с чем.
Вопрос цензуры Булгаков также осветил в своем произведении. Когда Мастер написал свой роман о Понтии Пилате, на него так начали давить, что он вынужден был куда-то исчезнуть. Так как однажды поздним вечером он мог услышать стук в дверь или в окно. Многие люди знали, что означает этот стук, но в те времена об этом не говорилось. Только Маргарита, которая уже не принимала во внимание различные социальные и политические условности, откровенно сказала позднему гостю, что предыдущего постояльцы арестовали.
Писателю грустно, что такие талантливые личности, как Мастер, не могут реализовать свои творческие способности, их произведения не воспринимаются надлежащим образом. И, наоборот, ценятся такие «писатели», как Иван Бездомный и его друзья, такие же «писатели» из «МАССОЛИТа», которые превыше всего хотят завладеть желанным членским билет, который дает много привилегий. Булгаков считает, что искусство и культура не могут быть на надлежащем уровне при таких обстоятельствах. Он надеется, что ситуация изменится. Писатель считает, что человек способен сделать правильный выбор и занять соответствующую позицию. Это видно на примере Ивана Бездомного. Он понимает, что поэт он плохой и находит свое предназначение в изучении древней истории.
Булгаков заостряет внимание на личности Понтия Пилата, человека, обладающего властью, силой, умом. За маской жестокости, безразличия, отчуждения прячется человек, способный страдать и сочувствовать. Он понимает, что осужденный к смертной казни Иисус ни в чем не виновен, и у него не хватает сил и мужества отменить волю Синедриона и многочисленной толпы невежественные жестоких людей. Булгаков считает, что человек никогда не должен предавать свои принципы и делать неправильные поступки по желанию других людей. Изменив своим принципам, Понтий Пилат всю жизнь сетовал о совершенном, нес бремя в душе.
Писатель поднимает также проблемы взяточничества, пьянства, лжи, необразованности, трусливости, фальши чувств и много других. Булгаков показал недостатки тогдашнего общества и каждого человека, которые есть и сейчас, и, наверно, будут в будущем обществе.
Я не думаю, что Булгаков использовал в своем романе сатиру только ради того, чтобы высмеять людей, общество. Я считаю, что средства сатиры необходимы для того, чтобы читая этот роман и наблюдая со стороны за всеми недостатками, мы старались не поступать так же, а меняться в лучшую сторону, исправлять свои ошибки, показывая тем самым красивый пример для подражания окружающим.
Ирония и гротеск в изображении столкновенья демонических сил с действительностью