Исцеление добротой
Урок в 11-м классе по рассказам Бориса Екимова
Цель урока. В процессе работы над рассказами выявить особенности поэтики Екимова, актуальность для современных читателей.
К уроку учащиеся получают задание прочитать повесть «Пиночет», рассказы «Пастушья звезда», «Холюшино подворье», «Фетисыч», «Живая душа», «Ночь исцеления». Подумать, что объединяет героев произведений писателя Екимова.
Ход урока
В начале урока сообщаю, что Борис Петрович Екимов, наш земляк и современник, родился в 1938 году, живет на Дону.
Затем я демонстрирую публикации его повестей и рассказов в журналах «Наш современник», «Новый мир», «Отчий край», двухтомное издание и отдельный сборник его произведений. Говорю о том, что писателя часто называют продолжателем «деревенщиков», хотя на самом деле он скорее полемизирует с ними. Привожу примеры рассказов и повестей, где Екимов тоже с болью пишет о заботах и печалях наших земляков, но менее всего его можно отнести к «плакальщикам по ушедшему».
Его привлекают люди замечательные, которые в условиях сегодняшнего времени не перекладывают вину за свои беды на обстоятельства, они сами противостоят, как могут, «смерчу разрушения». Таков председатель полуразворованного колхоза, железной рукой — за что и прозван Пиночетом — пытающийся сохранить хоть что-то в общем хозяйстве .
Таков герой рассказа «Холюшино подворье» семидесятилетний Холюша, всю свою жизнь посвятивший созидательному труду на благо Отечества, советской страны, колхоза. В такой период жизни нас знакомит с ним Б. Екимов.
Ребята говорят, что с героем мы встречаемся, когда и Страны Советов уж нет, и колхоз упразднили, и люди вокруг изменились, измельчали: обленились, спились, разворовывают колхозное добро.
— А Холюша, он-то как живет?
— Почему же такое происходит? Ведь он одинокий «инвалид с деревянной ногой, семидесяти лет от роду».
Я замечаю, что, видимо, поэтому и дарит ему Господь возможность радоваться рождению козленка или телочки, запахам земли, теплу солнца.
Обращаю внимание одиннадцатиклассников, что, как и многих других героев своих произведений, Екимов испытывает Холюшу трудом. Отмечаю, что, по мнению критиков, это является отличительной особенностью художественного мира писателя. И он, Холюша, «по паспорту Варфоломей Вихлянцев», с честью это испытание выдержал, подобно Сергию Радонежскому из очерка Б. Зайцева.
— Как думаете, эта деталь — совпадение имени святого и обычного человека — приоткрывает нам что-либо в авторском замысле?
— Только ли трудом испытывает писатель героя?
(Пожалуй, еще ситуацией выбора. У Холюши на старости лет появилась возможность пожить в городе, в семье, бездельничая. Но герой рассказа не представляет себе жизнь вне родной земли, вне хозяйства, вне дома. Поэтому и не суждено ему было дожить до ста лет.
Умер Холюша по весне, и жизнь в том месте заглохла. Бурьяном поросла земля близ его родного дома.)
Интерес писателя к жизни стариков и детям особый, пристальный. В связи поколений, в умении удержаться на родной земле в лихую годину, не сбежать в город на поиски легкой жизни видит Екимов спасение деревни сегодня.
Девятилетний мальчик Яков, Фетисыч, как зовут его на хуторе, — герой рассказа «Фетисыч». Замечаю, что некоторые исследователи творчества Екимова считают, что он, наследуя традицию Белова, Распутина и других писателей-«деревенщиков», в «дитяти» видит надежду на возрождение России из сегодняшней трясины меркантильности и бездуховности.
Попытаемся выяснить, правы ли они. Прошу передать кратко содержание рассказа. Далее обращаю внимание на пейзажную зарисовку в начале повествования: «Время — к полудню, а на дворе — ни свет, ни тьма. В окна глядит сизая наволочь поздней ненастной осени».
И чуть далее: «Уже пошел декабрь, но долгая поздняя осень, словно грязная злая старуха, бродила по хуторам». Привлекаю внимание учеников к функции пейзажа.
— Только ли это фон повествования?
(Нет, не только. Пейзаж, обрамляющий рассказ, явно символичен. Ребята высказывают предположение, что время года, месяц выбраны не случайно.
Неуютный промозглый декабрь — время Рождественского поста. В прежние времена на Руси все православные, а в деревне тем более, вели себя строго, в трудах, отказываясь от мирских радостей, постились; до Рождества — ни капли спиртного. Теперь же деревенские жители, забыв уклад жизни предков, пребывая в безверии и безделии, оскудели душой, безобразничают.
Холодная осень в душах людей, равнодушие. Вот отчим Фетисыча. Он пьет, сквернословит. Вместе с другими мужиками разворовывает бывшее колхозное добро.
Уже украдены и рамы из медпункта, и полы из бывшего клуба, доски и шифер из колхозного свинарника. Лишь школа, где учится Фетисыч, уютный Дом для хуторских ребятишек, пока еще цела. Но вот умирает старая учительница. И погибла бы школа от рук пьяниц и воров, не будь в опустевшем хуторе маленького хозяина Фетисыча.)
— Как показан герой рассказа?
(Писатель ставит его в ситуацию нравственного выбора. У Фетисыча появляется возможность переселиться в большое село, по-человечески жить подальше от пьяницы-отчима. Только не таков этот почти некрасовский «мужичок с ноготок».
Стал он требовать: «Учительницу бы нам найти». Ведь на хуторе были и другие Дети, помладше, что не осилили бы дорогу в большое село. А пока взял он «руководство» классом в свои руки. «Не будет уроков, повесят замок, цветы померзнут, — рассуждает мальчик. — А через неделю… школу разгромят. Сначала вынут стекла.
Говорят, они дорогие. Потом снимут двери, окна выдерут. И пойдут курочить…» Ребята вспоминают, как с этими горькими мыслями проснулся ночью Фетисыч, как представил он, что «к Новому году от школы останется лишь пустая коробка с черными проемами. Так растаскивали клуб, детский садик, медпункт. Так будет и со школой.
Без него все пойдет прахом». И полились из его глаз слезы. Ученики определяют этот яркий эпизод как ситуацию прозрения.
По мнению ребят, лишь ему под силу сохранить и передать людям то, чему учила его когда-то учительница Мария Петровна. Это она привила ему чувство долга, чувство хозяина своей земли.)
Соглашаясь с ребятами, я говорю, что именно в духовной связи поколений видит писатель силу жизни, что изменит ситуацию в России к лучшему.
— Рассказ заканчивается пробуждением Фетисыча. Просыпаясь, мальчик плачет чистыми детскими слезами, горюя об ушедшей учительнице, переживая за ребят, за свою школу. Но он принял решение, и оно вселяет в нас надежду.
Что же способствует этому?
— Да, так и будет, — заключаю я, — ведь на родной земле Придонья растет хозяин, уже умеющий отвечать за все.
В заключение урока прошу ребят, вспомнив сюжеты других прочитанных произведений Екимова, сформулировать, что характерно для поэтики его рассказов. Выводы записываем в тетради.
Особенности поэтики рассказов Екимова
Публицистическое начало, авторское. Психологизм. Обобщенно-символический смысл большинства рассказов.
Тема духовной памяти, связи поколений. Образ дома — нравственная константа духовной жизни человека. Сюжетная ситуация духовного испытания. Вера в конкретные добрые поступки, а не рассуждение об абстрактных теориях добра и справедливости.
Вера в живую душу народа. Сострадание, милосердие — высшая ценность для человечества. Открытый лирический финал.
Домашним заданием является написание рецензии на один из понравившихся рассказов Б. Екимова.
Исцеление добротой