Искусство эпохи палеолита
В то время люди еще не знали металла и орудия труда изготовляли из камня; отсюда и название эпохи — каменный век. Первые произведения первобытно го искусства созданы около тридцати тысяч лет назад, в конце эпохи палеолита, или древнего каменно го века. Самыми древними скульптурными изображениями на сегодняшний день являются так называемые «палеолитические венеры» — примитивные женские фигурки.
Они еще очень далеки от реального сходства с человеческим телом. Всем им присущи некоторые Общие черты : увеличенные бедра, живот и груди, отсутствие ступней ног. Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица.
Их Задача заключалась не в том, чтобы воспроизвести конкретную натуру, а в том, чтобы создать некий обобщенный образ женщины матери, символ плодородия и хранительницы очага. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки.
Помимо женщин изображали животных: лошадей, коз, северных оленей и др. Почти вся палеолитическая скульптура выполнена из камня или кости. В истории пещерной живописи эпохи палеолита специалисты выделяют несколько периодов.
В глубокой древности первобытные художники заполняли поверхность внутри контура рисунка черной или красной краской. Позднее первобытные мастера стали больше внимания уделять деталям: косыми параллельными штрихами они изображали шерсть, научились, различными оттенками желтой и красной краски рисовать пятна на шкурах быков, лошадей и бизонов. Линия контура также изменилась: она становилась то ярче, то темнее, отмечая светлые и теневые части фигуры, складки кожи и густую шерсть , передавая таким образом объем.
В некоторых случаях контуры или наиболее вырази тельные детали древние художники подчеркивали вырезанной линией.
В 12 тысячелетии до н. э. пещерное искусство достигло своего расцвета. Живопись того времени передавала объем, цвет и пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы громадные живописные изображения, покрывшие своды глубоких пещер. Первобытные художники очень хорошо знали животных, от которых зависело само существование людей. Легкой и гибкой линией передавали они позы и движения зверя.
Красочные аккорды — черное, красное, белое, желтое — производят чарующее впечатление.
Минеральные красители смешанные с водой, животным жиром и соком растений, сделали цвет пещерных росписей особенно ярким. На стенах пещер изображены десятки крупных животных, на которых тогда уже умели охотиться; среди них встречались и такие, которые будут приручены человеком — быки, лошади, северные олени и другие. Но среди изображений мы не встретим мелких животных, растения, рыб. Может быть, первобытный человек изображал в первую очередь тех. кто потряс его воображение: сильных, крупных, могучих животных?
В 1868 г. в Испании, в провинции Сантандер, была открыта пещера Альтамира, вход в которую до того был засыпан обвалом.
Почти десять лет спустя испанский археолог Маарселино Саутуола, занимавшийся раскопками в этой пещере, обнаружил первобытные изображения на ее стенах и потолке. Альтамира стала первой из многих десятков подоб — ных пещер, найденных позднее на территории Франции и Испании. В дальнейшем пещерные изображения утратили живость, объемность; усилилась стилизация . В последний период реалистические изображения отсутствуют совсем.
Палеолитическая живопись как бы возвратилась к тому, с чего начиналась: на стенах пещер появились беспорядочные переплетения линий, ряды точек, неясные схематические знаки. Выводы 40 — 50 тысяч лет назад древний человек уже изображал животных, охоту, ритуальные праздники. В это же время возникает мифология.
Искусство эпохи палеолита