Использование игровых приемов в работе над стихотворением
Использование игровых приемов в работе над стихотворением
Автор:Меттус Анна Владимировна, учитель-логопед ГБДОУ №86 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Описание работы.
Данный материал предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Можетиспользоватьсялогопедами и воспитателями речевых групп в работе над стихотворением. Предложенные лексико-грамматические игры и упражнения способствуют активизации речи детей, а элементы драматизации помогают обыграть произведение.
Методические рекомендации.
Стихотворение сначала прочитывается педагогом, разбирается с детьми его содержание, проводятся лексико-грамматические игры и упражнения.
После этой предварительной работы проводится игра-драматизация.
Игра-драматизация по стихотворному произведению «Дождь, ветер, солнце».
Из группы детей выбирают троих, им надевают шапочки с эмблемами дождя, ветра и солнца. Один ребенок — ведущий.
Выходит дождь:
Дождь Над полянкой над лесной
Льется дождик проливной.
Выходит ветер:
Ветер Над полянкой над лесной
Дует ветер озорной.
Выходит ребенок-ведущий, подходит к ветру:
Ведущий Ветер, ветер, утихай,
Нам цветочки не ломай.
Ветер Ветер дул не утихал,
Ветер тучи разогнал.
Выходит солнце.
Солнце Светит солнышко опять —
Выходите танцевать!
Выходят в круг все Дети, исполняют подвижную или хороводную игру. Дальше игра может повториться .
Лексико-грамматические игры и упражнения к стихотворению «Дождь, ветер, солнце»
1.»Назови ласково»:
Дождь-дождик, ветер-ветерок, солнце-солнышко, поляна-полянка.
Цель: упражнять в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
2.»Маленький — большой — большущий»:
Дождик-дождь-дождище, ветерок-ветер-ветрище, солнышко-солнце, полянка-поляна-полянище.
Цель: упражнять в подборе родственных слов, образовании существительных с суффиксами превосходного значения.
3.Подбери определение.
«Какой дождь?»: сильный, проливной, быстрый, шумный, косой, и т. д.
«Какой ветер?»: озорной, сильный, слабый, тихий, штормовой и т. д.
«Какое солнце?»: теплое, яркое, жаркое, доброе, желтое, светящее и т. д.
Цель: обогащать и активизировать словарь именами прилагательными.
4.Подбери действие.
«Что делает дождь?»: льет, идет, капает, мочит, шумит, грохочет и т. д.
«Что делает ветер?»: дует, утихает, ломает, разгоняет тучи и т. д.
«Что делает солнце?»: выходит, светит, греет, сушит земля, радует и т. д.
Цель: активизировать глагольный словарь.
5.»Скажи наоборот»:
Дождь льет — пролил, дождь идет — прошел , ветер дует — не дует , ветер сильный — слабый, солнце спряталось — вышло, солнце светило — светит.
Цель: учить подбирать слова противоположные по смыслу , образовывать глаголы прошедшего времени.
6.»Доскажи словечко».
Цель: упражнять в изменении существительных по падежам, их употреблении.
Дует ветер.
Над полянкой не стало ветра.
Мы обращались к ветру.
Мы довольны ветром.
Мы говорили о ветре.
Светит солнце.
Не стало солнца.
Радуемся солнцу.
Мы говорили о солнце
Льется дождь.
Над полянкой не стало дождя.
Ветер разогнал тучи.
Мы говорили о дожде, дождевых тучах.
Литература.
Праздники и развлечения в детском саду. / Сост. С. И. Бекина, общ. ред. Э. В. Соболева.- М.: Просвещение, 1982.
Использование игровых приемов в работе над стихотворением