Использование на уроках литературы программы самореализации личности для формирования жизненных компетентностей учащихся
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Самореализация учащегося — это реализация его возможностей, его «Я», предъявление себя другим во взаимодействии с миром и людьми, реализация ценностных ориентаций, раскрывающих смысл жизни ребенка, характер и направленность его деятельности,
Общения, межличностных отношений.
На уроках литературы я предлагаю учащемуся, помимо традиционных, задания для самостоятельной работы, которые тренируют способность к продуктивным действиям на основе самоанализа, учат сравнивать, сопоставлять, анализировать, систематизировать, обобщать и применять методические знания на практике.
Выполнение программы самореализации личности вынуждает учащегося внимательно прочитать текст изучаемого художественного произведения, более глубоко изучить теорию литературы, необходимую для работы над программой, тщательнее отнестись к своим знаниям в области анализа произведения, научиться сопоставлять и сравнивать полученную информацию, самостоятельно оценивать свои знания.
Для успешной работы над Программой самореализации учащийся должен сформировать в себе три уровня осуществления творческой самореализации:
исполнительность самостоятельность ответственность
Каждый уровень содержит в себе определенный набор качествчеловека, необходимых для выполнения Программы.
Программа реализации личности строится по определенной схеме:
Название предметной темы обращение к учащемуся информация о целевом банке темы перечень основных изучаемых понятий краткое содержание темы перечень творческих, поисковых, исследовательских заданий определение целей работы по каждому заданию информация об использовании разнообразных источников информации сопровождение в процессе работы представление возможности учащемуся самостоятельно оценивать свои знания
Программа содержит 10 заданий, выполнять которые учащийся можетпо выбору.
Все задания Программы составляются с учетом уровня готовности ученика к самообразовательной деятельности, уровня
Знаний по данной теме, его желания использовать личностные качества в учебной деятельности.
МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ
В процессе формирования навыков самообразовательной деятельности советую учителям
— проводить регулярное диагностирование учащихся с целью определения уровня подготовленности каждого;
— организовывать самостоятельную познавательную деятельность в процессе работы как на уроках, так и при выполнении домашних заданий;
— обучать учащихся приемам работы через библиотеки и интернет;
— привлекать учащихся к активному участию в работе МАН, факультативов и др.
Составляя Программу самореализации личности учащегося, учитель должен учитывать следующие моменты:
задания Программы должны строиться так, чтобы дать возможность ученику не только углубить свои знания по предмету, но и связать их с явлениями общественной и культурной жизни человека, а, значит, найти их практическое применение; задания Программы должны быть направлены на развитие мышления, на поиск связей с другими науками, видами искусств, на углубление знаний, на развитие коммуникативных умений; необходимо познакомить учащихся со структурно-часовой моделью изучения темы — это поможет им сориентироваться во времени, спроектировать свою самообразовательную учебную деятельность и приучит к самоконтролю и планированию своих действий; задания должны быть репродуктивного, конструктивного или творческого характера; формы «выхода» учебной деятельности могут быть разными: реферат, сообщение, работа с таблицами, коллаж, инсценировка, сочинение, презентация, небольшое исследование и т. д. завершив работу над Программой, учащийся может провести рефлексию своей деятельности, осознать, что ему помогало в работе, а что мешало, какие чувства возникали; учителю необходимо сравнить самооценку ученика со своей оценкой, обговорить их — это способствует развитию правильной самооценки.
ПРОГРАММА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
«ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ»
(комплексная система заданий по роману
М. А. Шолохова «Тихий Дон») 11 класс
«Тихий Дон» явил собой произведение такой
Художественной силы и с самого начала получил такой
«ошеломительный ход», что написать его мог только
«несравненный гений».
Уважаемый учащийся!
Роман «Тихий Дон» М. А. Шолохова — одно из наиболее значительных произведений русской литературы
Использование на уроках литературы программы самореализации личности для формирования жизненных компетентностей учащихся