• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Сочинения по литературе > Использование рисования на уроках литературы

 

Использование рисования на уроках литературы

Как жаль, что наши ученики, становясь взрослее, перестают рисовать на уроках литературы . Конечно, этому есть и объективные причины: аналитическое начало начинает преобладать над эмоциональным; мы, педагоги, все больше обращаемся к слову и считаем рисование уместным только в 5-6-м классе. Но потребность рисовать у тех же восьмиклассников или даже десятиклассников имеется .

Значит, нужно использовать ее в благих целях.

Хочу поделиться своим опытом использования рисования на уроке по рассказу » После бала» Л. Н. Толстого. Тема: «Особенности композиции рассказа».

Сначала прозвучало подготовленное выразительное чтение фрагмента текста под аккомпанемент мазурки. А затем учащимся было предложено передать в цвете или в рисунке свои ощущения, впечатления от эпизода. Работа проходила в группах .

Некоторые группы не ограничились одним вариантом. В итоге на магнитной доске появились рисунки : фейерверк, вальсирующая пара, цветы, бабочка. Рисунок обязательно сопровождался устным комментарием с использованием текста рассказа.

Самой интересной интерпретацией была бабочка. Как объяснили ребята, бабочка — символ хрупкой и уязвимой красоты. Счастье героя и его любовь к Вареньке они ощущали именно так.

Затем в исполнении учителя звучала сцена экзекуции, и учащимся предлагалось в цвете передать свои ощущения. В итоге рисунок был только один — паутина. Все остальные передали свои впечатления подбором цвета: листы, полностью раскрашенные черным, серым и реже красным.

Отсутствие рисунков ученики объяснили тем, что им трудно было найти образ, соответствующий ужасу, который пережил герой.

Расположение на доске таких контрастных изображений позволило ребятам самостоятельно сделать вывод об особенностях композиции рассказа. А следующий этап работы был направлен на выявление противопоставления уже внутри самих эпизодов и предполагал самостоятельный анализ предложенных учителем фрагментов текста.

После проделанной работы можно предложить ребятам самостоятельно конкретизировать тему урока: «Противопоставление — основа композиции рассказа».

Несколько дополнительных вопросов и заданий к уроку.

Помогают ли нам факты биографии Л. Н. Толстого, изложенные в статье учебника, понять, почему писатель обращается к истории взаимоотношений его брата и Вареньки Корейш? Отражает ли заглавие рассказа особенности композиции этого произведения? Обоснуйте свой ответ, используя варианты заглавия «Дочь и отец», «Отец и дочь», «Рассказ о бале и сквозь строй», «А вы говорите…», «После бала». Сравните окончательное название с первоначальными вариантами. Вспомните, при каком освещении происходит сцена бала, а при каком — экзекуция?

Существенна ли эта разница для автора? Почему? Какое освещение можно считать искусственным, а какое естественным?

В чем смысл этого различия?

Ирина Конева, Учитель русского языка и литературы школы № 546, Санкт-Петербург


Использование рисования на уроках литературы

Другие сочинения по теме:

  1. Использование приемов развития критического мышления на уроках литературы Одна из задач уроков литературы — воспитание талантливого читателя, читателя-собеседника, соавтора. Перед учителем, формирующим такого читателя, возникает вопрос: как построить...
  2. Методика изучения биографии писателя на уроках литературы Изучая литературное произведение в школе, мы стремимся со­единить читательское восприятие учеников и объективное науч­ное толкование художественного текста. Учителю важно «обеспечить»...
  3. Организация мыслительной деятельности на уроках литературы в старших классах Введение Принципы гуманизации и гуманитаризации являются определяющими в концепции нашей гимназии. Их реализация находит отражение в поиске новых эффективных технологий...
  4. Использование INTERNET — ресурсов на уроках географии Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии...
  5. Использование интерактивной доски на уроках математики Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе...
  6. Использование интерактивных досок на уроках биологии Использование интерактивных досок на уроках биологии Учитель биологии и химии МОУ КСОШ №2 г. Котельники Перегудова Н. И. Большинство учителей...
  7. Анализ лирического стихотворения на уроках литературы Анализ стихотворения — трудная форма работы на уроках литературы. У каждого учителя есть свои приемы и методические находки. Единой схемы...
  8. Развитие коммуникативных навыков на уроках литературы в 6-м классе Основная цель современного школьного образования — целостное и многоаспектное развитие личности школьника, его социальная адаптация. Необходимым условием успешной социализации, интеллектуального...
  9. Ролевая игра на уроках литературы в старших классах Ролевая игра — самая интересная для учащихся форма урока. Это может быть заседание участников «круглого стола» , «телепередача» с участием...
  10. Духовное общение на уроках русской литературы Сделав психологический анализ системы интенсивного обучения Г. Лозанова, А. Добрович приходят к выводу: она связана с выводом учеников на игровой...
  11. «Повести Белкина» на уроках литературы Из материалов конкурса-2006 Общие итоги нашего конкурса на лучшую методическую разработку уроков мы подведем в № 13, а пока —...
  12. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы Актуальность исследования. В греческом языке слово methods означало путь к чему-либо. В современной науке метод определяется как средство познания, способ...
  13. Интерактивные технологии на уроках литературы Интерактивное обучение , обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта. Учащийся становится...
  14. Понимание «чужих» слов на уроках литературы Современная жизнь детей, проживающих в Украине, России и за рубежом, несмотря на все национальные, этнические и прочие различия, имеет много...
  15. Варианты работы на уроках русского языка и литературы В учебнике И. Н. Сухих для 9-го класса есть много свежих, интересных наблюдений и формулировок. Их можно использовать для работы...
  16. Д. Хармс на уроках литературы (конспект для сочинения) Думал ли, знал ли Даниил Хармс, писавший, творивший, разыгрывавший из себя нечто, эпатировавший публику в 20-30-е гг. нашего столетия, что...
  17. Логические схемы и конспекты на уроках зарубежной литературы С развитием компьютеризации, телевидение общество теряет читателя художественной литературы. Современная молодежь отдает предпочтение Интернету, видеофильмам , а классическая литература ,...
  18. Дифференциация обучения на уроках литературы Концепция курса Сегодня перед учителем литературы стоят сложные задачи. Как помочь читателю-школьнику осознать необходимость литературного образования? Как научить литературе каждого...
  19. Сказки народов мира. Развитие мышления на уроках литературы Сказки — это коллективно созд и коллективно хранимые народом устные худ эпические повествования в прозе с таким сатир или романт...
  20. Владимир Новиков: «На уроках литературы надо больше играть…» Владимир Иванович Новиков — доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. Автор книг о В. Каверине...
« Из красной свитки — в шинель
Любимое стихотворение М. Ю. Лермонтова »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения