Исповедальность, лиричность, философичность поэзии «Для Вас, историки будущие…»

Цель: выучить творческую биографию Е. Плужника, проанализировать поэзию «Для Вас, историки будущие…»; развивать умение воспринимать явления, события в сопоставлении, сравнивать их; воспитывать любовь к Родине.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: словарь литературоведческих терминов, эпиграф.

Это снилось? …На тихом рассвете Штыки, и я возле стенки… Впервые и вовек последние Мои полминутки! Е. Плужник.

Ход урока.

І. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока.

II. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

5. Работа со словарем литературоведческих терминов.

Повторение определений.

Медитация (лат. meditatio — раздумье) — жанр лирической поэзии, в котором автор размышляет над проблемами онтологического, экзистенциального направления, большей частью склоняясь к философским обобщениям. Ей наиболее присуща такая форма выявления авторского сознания, как субъективированный лирический герой. Основные оппозиции медитативной лирики: «человек — общество», «человек — человек», «человек — личность», коллизии морального характера. Она часто выступает как «контекст судьбы поэта». Художественной установкой медитации возникает анализ души, внутреннего мира человека в соотношении с окружающей средой. Отсюда в медитативных стихах — интонации-раздумья.

Лирический герой — второе лирическое «Я» поэта; условное литературоведческое понятие, которым обозначается круг лирических произведений определенного автора, форма воплощения его озарений, мыслей, переживаний. Вместе с тем лирический герой не отождествляется с поэтом, с его душевным состоянием, он живет своей жизнью в новой художественной действительности. Между ними существует эстетичное единство, определенный эстетичный идеал, выраженный в тексте стихотворных произведений. Лирический герой вместе с тем концентрирует в себе эстетичный опыт определенного поколения, нации, человечества.

6. Выразительное чтение учителем поэзии «Для вас, историки будущие…».

7. Самостоятельное чтение учениками (молча).

8. Беседа по смыслу прочитанного.

— Докажите, что поэзия «Для вас, историки будущие…» действительно принадлежит к жанру медитации. (Это стих философского содержания, в котором автор передает свои глубокие раздумья о важных проблемах, отмечается внутренней конфликтностью, несогласием лирического героя с поверхностными взглядами на роль поэта в обществе, его место в истории и духовном бытии народа). Как видит эти незабываемые события лирический герой? (Эти незабываемые события для него — «не строки холодных слов», а пережитая и пропущенная сквозь сердце трагедия, свидетельство пролитой крови за волю: «О, золотые далекие будни Среди плодородных свободных нив!»).

— С чем не соглашается лирический герой поэзии? (Лирический герой поэзии «Для вас, историки будущие» не соглашается с оценкой грядущего историка, который примитивно будет рассматривать творчество художников 20-х годов XX ст. как иллюстрацию к событиям: «Какой-то старичок скучный напишет, — Война и рабочее движение… О, тише! — Боль не стихла!»).

— С какой целью введено автором эпитет «золотые»? (Так как тогда добывалась свобода Украины, и эти дни для него «золотые»).

— В произведении какого поэта мы тоже можем встретить этот эпитет? (Такой эпитет встречаем и в поэме П. Тычины «Золотой гул»).

9. Идейно-художественный анализ поэзии по плану.

1. Предыстория создания стиха.

2. Тема произведения, его жанровые особенности.

3. Идея стиха.

4. Основные поэтические образы, картины, воспроизведенные в стихе, приемы их изображения.

5. Какие мысли и чувства лирического героя воплощены в поэзии? Какие художественные средства помогают их раскрыть?

6. Особенности стихосложения (рифма, рифмование, стихотворный размер).

7. Особенности строфического строения.

8. Общее впечатление от поэзии.

10. Комментарий учителя.

Человеческая жизнь для истории — это только миг. А для человека — пот работы и кровь борьбы, это радость и страдания. О них едва ли напишут будущие историки. Возможно, обобщат словами «война», «рабочее движение». Для лирического же героя поэзии — это живая боль, живая рана, и не надо ее растравлять пустыми фразами. Наверное, только писателю по силам передать человеческие ощущения, историю «подрезанной» человеческой души.

III. Подведение итогов урока.

Ознакомившись с поэзией «Для вас, историки будущие…» я: ощутил(ла)… вспомнил(ла)… пофантазировал(ла)… Выбрать один из вариантов и закончить мысль.

IV. Домашняя задача.

1. Повторить сведения о жизненном и творческом пути Евгения Плужника, подать определение течений модернизма.

2. Подготовить сообщение о руслах модерных стилевых течений, в которых развивался талант поэта или рассказ об интересном факте из жизни писателя.