Истинная человечность образа Гекльберри Финна
«Приключения Гекльберри Финна». Здесь Марк Твен опять обращается к изображению прошлого Америки, к дням своего детства, которые так красочно были описаны в «Приключениях Тома Сойера». Но по сравнению с «Томом Сойером» тема прошлого получает теперь другое звучание. В «Приключениях Гекльберри Финна» центральным образом является образ Гека Финна, от лица которого ведется повествование. Образ Тома Сойера играет здесь второстепенную роль.
По сравнению с первой книгой мы видим иного, повзрослевшиго Гека Финна. Жизнь у него складывается иначе, чем у Тома Сой ера, да и относится он к ней более серьезно. Образ Гека Финна дорог автору. Марк Твен особенно высоко ценит гуманность Гека, его человечное отношение к людям. Эта гуманность проявляется в отношении Гека к негру Джиму. Гек не сразу приходит к мысли об освобождении Джима. Воспитанный в специфических условиях узаконенного рабства, он не степенно преодолевает рабовладельческие предрассудки.
Попав в руки пьяницы-отца, Гек Финн подвергается побоям, и его жизни угрожает серьезная опасность, когда отец напивается до белой горячки. Еще более трагичным оказывается положение Джима. Он страшится быть проданным на плантации далекого Юга — в район самого дикого, самого зверского рабства. По сравнению с «Томом Сойером» раздвигаются рамки повествования. В «Геке Финне» изображается уже не маленький городок, а значительная часть Америки. Гек и Джим плывут по Миссисипи — самой оживленной водной артерии Соединенных Штатов, мимо больших и малых городов, многочисленных местечек, одиноких ферм,- здесь рисуется широкая картина американской жизни. Путешествуя вместе со своими героями, писатель весьма критически оценивает все, что встречается на их пути.
Вот на первый взгляд идиллическое поместье Грэнджерфордов, аристократической семьи, все члены которой вежливы, воспитаны, благопристойны. Но под личиной этой благопристойности скрываются дикие традиции родовой мести, во имя которой Грэпджерфорды и Шепердсоны безжалостно истребляют друг дуга.
Вот маленький захудалый городишко в штате Арканзас, в котором Гек оказывается свидетелем целого ряда событий. В городе старые, ветхие домишки, грязные, захламленные улицы. Жители городка ленивы, грубы и жестоки. Их любимое занятие — истязание собак и ловля беглых негров. Обращает на себя внимание тот факт, что Гек и Джим мало встречают честных, порядочных людей. Бандиты, убийцы, грабители, просто жулики — такова многочисленная галерея лиц, с которыми они сталкиваются.
Среди них наиболее полно и красочно показаны знаменитые «король» и «герцог». «Король» и «герцог» мало похожи на симпатичных героев юмористических рассказов. У них отсутствуют какие-либо привлекательные черты. Ловкие обманщики, алчные корыстолюбцы, они не привыкли жить честным трудом. Ради денег эти люди готовы па любую подлость. Достаточно вспомнить историю с наследством умершего Уилкса, за братьев которого они себя выдают, или другой эпизод, когда они за сорок долларов продают Джима в рабство.
Роман Марка Твена справедливо рассматривается как одно из первых произведений критического реализма, только начинавшего утверждаться в Соединенных Штатах Америки. В противовес лживым утверждениям расистов, доказывавшим духовную неполноценность негров, Твен создал замечательный образ негра Джима, человека большой души, необыкновенной отзывчивости и честности. Прекрасные качества Джима во всей полноте обнаруживаются, когда он, жертвуя своей свободой, спасает раненого Тома Сойера. Эта истинная человечность, соединенная с самоотверженностью и большой добротой, характеризует весь облик Джима и его поступки.
Истинная человечность образа Гекльберри Финна