Источники нравственности: умение координировать усилия семьи и школы
Умение координировать усилия семьи и школы
Как наилучшим образом приобщить родителей к делам и заботам школы? Как добиться согласованности в действиях школы и семьи? Как помочь семье в воспитании детей?
Начинается эта работа для учителя начальных классов с работы с родителями будущих первоклассников. На Первое место работы педагога выносятся проблемы физического здоровья учащихся, поскольку именно качество здоровья ребенка обусловливает успехи в учебе и уровень его общего развития.
Для обеспечения нормального физического здоровья школьников классный руководитель работает по следующим направлениям:
Просвещение детей по программе » Здоровье» Привлечение преподавателя физкультуры, родителей Подготовка и проведение классных мероприятий, направленных на развитие осознания учениками самоценности здоровья. Информация для родителей о специфике физического развития, вынесение вопросов физического здоровья на родительские собрания, привлечение специалистов — медиков к просветительской и практической работе с родителями учеников и самими учащимися.
Второе Направление деятельности классного руководителя — общение.
Решение проблемы общения приводит детей к пониманию общечеловеческих ценностей:
— Высшая ценность — человеческая жизнь. Никто не имеет права посягать на нее.
— Понимание и восприятие человека как личности, имеющей право на понимание, способной самосовершенствоваться, обладающей индивидуальными ценностями
.
Классный руководитель должен воспринимать детей как носителей автономного индивидуального внутреннего мира и поэтому быть простым в общении, добрым в оценке, спокойным и несуетливым в организации дела, т. е. профессионально компетентным.
— Культурные ценности мира, их значение в развитии и становлении человека, формирование понимания их необходимости и важности в жизни.
Культура как и вся жизнь, постоянно изменяется. Задача педагога — помочь учащимся понять, что без принятия культурных ценностей мира, без их освоения они не смогут состояться во взрослой жизни.
Третье Направление деятельности классного руководителя — это познавательная сфера жизни ребенка.
Для решения этой проблемы нужно обратить внимание на:
Выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности, его будущего профессионального определения. Осуществление мероприятий, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, стимулирующих любознательность, исследовательское мышление. Проведение психолого — педагогических консилиумов, разрабатывающих программы коррекции общеучебных умений отдельных учащихся и всего класса.
Организацию классных часов по совершенствованию у учащихся учебных умений и возможностей, саморазвитию.
Четвертое Направление — это семья, в которой формируется ребенок.
Классный руководитель должен помнить, что воспитывая ученика, он влияет в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями.
Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее:
Изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи. Психолого — педагогическое просвещение семьи через систему родительских собраний, консультаций, бесед. Организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей.
Защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.
Таким образом классным руководителем реализуется функция родительского просвещения , режиму жизни и деятельности ребенка, обеспечивающее и коррекцию личности родителей.
Хочется посоветовать классным руководителям, использовать в своей работе нетрадиционные формы работы с родителями: Тематические консультации, родительские чтения, родительские вечера, родительские тренинги, родительские ринги.
Примерная тематика консультаций для родителей
Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь? Плохая память ребенка.
Как ее развить? Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
Наказание детей. Каким ему быть? Тревожность детей. К чему она может привести? Застенчивый ребенок.
Проблемы застенчивости и пути ее преодоления. Грубость и непонимание в семье. Талантливый ребенок в семье.
Друзья детей — друзья дома или враги? Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.
Для того, чтобы тематическая консультация состоялась, родители должны быть убеждены в том, что эта проблема их касается и требует безотлагательного решения. В ходе консультации родители получают рекомендации по проблеме, которая их волнует.
Родительские чтения — очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении.
Родительские чтения можно организовать следующим образом:
На первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря определяются книги, с помощью которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают книги, а затем участвуют в родительских чтениях.
Особенностью родительских чтений является то, что родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после чтения книги.
Родительские вечера — Форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Они проводятся 2-3 раза в год без присутствия детей.
Примерные темы родительских вечеров:
Год рождения ребенка — каким он был, этот первый год? Первые книжки ребенка. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу? Друзья моего ребенка.
Праздники нашей семьи. » Можно» и » Нельзя» в нашей семье. День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?
Песни, которые пели мы и поют наши Дети.
Родительские тренинги — это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. Тренинг проводится с группой из 12-15 человек.
Родительский тренинг проводится психологом школы.
Родительские ринги — одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают 2 семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения.
Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной трактовке ответа на вопрос.
И традиционные и нетрадиционные методы и формы работы ставят одну общую цель — счастье подрастающей личности, входящей в современную культурную жизнь. Советую обратиться к автору Дереклеевой, которая очень интересно и полезно освещает вопросы классного руководства.
Источники нравственности: умение координировать усилия семьи и школы