• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Готовые сочинения > Историческая трагедия Кюхельбекера “Прокофий Ляпунов”

 

Историческая трагедия Кюхельбекера “Прокофий Ляпунов”

Наиболее значительным драматическим произведением Кюхельбекера явилась его историческая трагедия “Прокофий Ляпунов”, написанная в 1834 г. в Свеаборгской крепости и впервые напечатанная только в 1938 г. Как и в “Аргивянах”, Кюхельбекер обращается здесь к теме общественно-политической борьбы. Рисуя народное движение в России начала XVII в., Кюхельбекер избирает своим героем Прокофия Ляпунова, вождя первого земского Рязанского ополчения, выступившего против захватчиков-поляков. Ляпунов обрисован в трагедии как пламенный патриот, болеющий душой за “родимую землю” и готовый отдать за ее освобождение свою жизнь. Ляпунов выступает в качестве защитника обиженных крестьян. Стрелецкий голова так передает его слова:

Меня пускай обидят! не взыщу. Обидеть же присягу берегись, Да берегись обидеть земледельцев Несчастных, разоренных: я за них Жестокий, непреклонный, грозный мститель. Правильность этой характеристики подтверждается в сцене разговора Прокофия с крестьянами, которые просят у него защиты от посягательств казаков. Демократические настроения Ляпунова находят выражение и в его политической программе. Он намерен провести через Земскую думу такую статью:

Статья последняя: “Бояр же тех Для всяких дел земских и ратных... мы В правительство избрали всей землею, А буде те бояре не учнут По правде делать дел земских и ратных И нам прямить не станут, вольно нам За кривду их сменить и вместо их Иных и лучших выбрать всей землею”.

Здесь нашли отражение политические взгляды самого Кюхельбекера. По сравнению с “Аргивянами” новая трагедия писателя-декабриста представляет шаг вперед в идейном и художественном отношении. В 1823 г. А. А. Бестужев писал: “У нас не существует народной трагедии”. После этого русская литература получила пушкинского “Бориса Годунова” – замечательный образец. русской народной драмы. В том же направлении шел и Кюхельбекер. В “Прокофий Ляпунове” значительно полнее (по сравнению с “Аргивянами”) показана роль народных масс, определяющих ход событий. Кюхельбекер стремится выдержать национально-исторический колорит в обрисовке персонажей, в языке. В трагедии заметно движение от романтического историзма к реалистическому. В одном из писем Кюхельбекер писал о “Прокофии Ляпунове”: “Главное, о чем я хлопотал: жизнь, истина”. Для исторической трагедии писателя-декабриста не мог бесследно пройти пушкинский опыт народной драмы.


Историческая трагедия Кюхельбекера “Прокофий Ляпунов”

Другие сочинения по теме:

  1. Трагедия Гамлета есть трагедия познания человеком зла Англия вступила в критический период своего существования. В стране обострялись социальные конфликты, нарастала оппозиция абсолютизму, приближались бури пуританской революции. Вместе с тем трогательная вера гуманистов в неограниченные возможности человека все чаще наталкивалась на жесткую практику...
  2. Историческая заслуга Пушкина в создании романа “Капитанская дочка” Вопрос о народе после поражения декабристского восстания и начавшегося кризиса дворянской идеологии велением времени становился главным в русской общественной жизни. Без понимания этого нельзя было представить себе пути дальнейшего развития страны. Историческая заслуга Пушкина состоит...
  3. “Моцарт и Сальери”, целая трагедия, великое творение мощного гения Первоначально Пушкин собирался назвать свою трагедию “Зависть”, но затем отбросил это намерение. Такое название, очевидно, не отвечало бы пушкинскому художественному принципу, оно служило бы своеобразной дидактической указкой, лишало бы произведение всей его объемности и внутренней...
  4. Историческая романистика Павла Загребельного как история человеческой души Павел Загребельный – писатель загадочный, тяжело предугадать, что от него можно ждать завтра, куда мы, читатели, пойдем вслед за его неудержимым воображением. Каждый найдет что-то для себя в его большом творческом заделе. Но есть те...
  5. Моя любимая историческая песня Многое мы воспринимаем, но не понимаем по-настоящему: прошли времена национального угнетения, отныне наш народ свободен и сам избирает свой путь, никто уже не посягает на независимость, прошли межконфессиональные конфликты, – теперь каждый сам избирает себе...
  6. Анализ темы гражданской войны в пьесе “Оптимистическая трагедия” (часть 1) В 1932 г. Вс. Вишневский создает “Оптимистиче­скую трагедию”. Пьеса была поставлена сразу в не­скольких театрах, однако драматург еще в течение двух лет продолжал работу, переделывая, уточняя как от­дельные образы, так и трактовку сцен. Не давалось...
  7. Трагедия Грибоедова “Грузинская ночь” – план и отрывки Грибоедов пробовал свои силы и в области трагедии, стремясь создать ту подлинно народную трагедию, о которой мечтали декабристы. По окончании “Горя от ума” им была задумана народная трагедия в стихах или, как полагают некоторые исследователи,...
  8. “Медный всадник” поэма философская, социальная и историческая В 1833 г. Пушкин пишет поэму “Медный всадник”. Одной из идей этой поэмы является мысль о том, что самодержавие, при Петре сыгравшее прогрессивную роль в развитии России, в последующем превратилось в реакционную, антинациональную силу, задерживающую...
  9. Романтика и трагедия революционных лет в поэзии Блока С 1910 г. Блок работал над поэмой “Возмездие”, в которой поднял проблему отношений народа и интеллигенции, однако не закончил ее: стремясь к слиянию народом, поэт не смог принять “хищного лица зверя”, жаждущего крови. В 1907-1916...
  10. Поэтическая трагедия “Гамлет” Первое заметное отличие “Гамлета” от драм (большинства нашего времени) состоит в том, что пьеса, написана в стихах. Это отнюдь не означает, что Шекспир переложил в стихи обыденную речь. “Гамлет” – поэтическая драма в полном смысле...
« Творчество Диккенса эпоха в развитии литературы Англии
Формула о “восстановлении погибшего человека” в трудах Достоевского »



Карта сайта


© 2009-2017 | Экзаменационные сочинения