Исторические романы и их значение в русской литературе
Общественная значимость и актуальность нравственно-философского урока, извлекаемого автором из событий трехсотлетней давности, становится все более очевидной на исходе XX столетия. Позиция автора романа «Я пришел дать вам волю» прочитывается в русле поисков свободы личности, свободы народа, которые вели лучшие писатели 1950 — 1970-х годов — Б. Пастернак, В. Гроссман, Ю. Домбровский. Пафос свободы как естественного человеческого состояния, неприятие рабского начала, возникающего в обществе под давлением тоталитарного государства, роднит столь разные произведения. Перечитывая исторический роман В. Шукшина сегодня, обнаруживаешь его удивительную созвучность российским проблемам конца XX в. Художественный опыт В. Шукшина, его осмысление проблемы национального характера и трагических изломов русской истории, будучи востребован обществом, может предостеречь от их одностороннего понимания.
Особое место в исторической прозе 1970 — 1990-х годов занимают романы Булата Окуджавы «Глоток свободы» («Бедный Авросимов», 1971), «Путешествие дилетантов» (1979), «Свидание с Бонапартом» (1983), тяготеющие к «созданию поэтической модели мира по мотивам отечественной истории» (Е. Сидоров). Необычность произведений Б. Окуджавы с их ярко выраженным лирическим началом, условными формами изображения (иронией, фантастикой, гротеском) нередко оценивалась как результат незаинтересованности художника в постижении исторической истины. Действительно, на первый взгляд может показаться, что автор озабочен лишь увлекательностью интриги и парадоксальностью ситуаций. Однако история несомненно волнует писателя, но в ином измерении, чем Д. Балашова, В. Шукшина, Ю. Трифонова. Избранный Б. Окуджавой ракурс диалога с читателем — осмысление неизменных свойств человека и истории как части вечности — потребовал эстетической аргументации, укрупнения объекта изображения, из которого «выцеживается опыт». Своеобразие исканий автора в том, что он использует возможности временной дистанции как средство остранения. Романы «Бедный Авросимов», «Путешествие дилетантов», «Свидание с Бонапартом» требуют от читателя умения постигать двуплановость метафорического повествования, т. е. культуры прочтения прозаического текста по «законам поэзии».
Проза Б. Окуджавы Тяготеет к традиции европейского интеллектуального романа XX в. (Л. Фейхтвангер, Т. Манн, Д. Мережковский, М. Алданов), в основе которого лежит принцип параболы. Далеко не случаен и выбор эпохи, из которой черпает Б. Окуджава сюжеты для своих произведений. Его внимание привлекает нравственно-психологическая атмосфера русского общества первой половины XIX в. Для Б. Окуджавы, как свидетельствует содержание его романов, декабризм — высшее проявление общественного самосознания эпохи. В «Бедном Авросимове» повествование строится вокруг следствия по делу Пестеля, в «Путешествии дилетантов» герой и автор неоднократно мысленно возвращаются к судьбе декабристов, в «Свидании с Бонапартом» речь идет о том, как Отечественная война 1812 г. формирует героев 14 декабря, а события на Сенатской площади определяют трагический итог жизни центрального персонажа — Тимоши Игнатьева.
Однако тот нравственный комплекс, носителями которого были «первенцы свободы», исследуется художником не столько в вершинных моментах — на уровне сознания вождей движения, сколько в его глубинном течении — в воздействии на современников, рядовых, «незаинтересованных», частных свидетелей времени. Входя в эпоху в ее главных измерениях: Отечественная война 1812г. («Свидание с Бонапартом»), восстание декабристов («Бедный Авросимов»), николаевская реакция 1830-1850-х гг. («Путешествие дилетантов»), Б. Окуджава идет не по центру событий, а по периферии. Избранный им угол зрения (эпоха глазами рядового человека) и характер поставленных проблем: «маленький» человек в водовороте истории («Бедный Авросимов», «Свидание с Бонапартом»), частный человек и государство («Путешествие дилетантов») — дают неожиданные свидетельства о времени, не всегда совпадающие с тем его обликом, что существует в сознании читателя. При этом постижение прошлого — не самоцель для писателя. На материале «века минувшего» автором ставятся вечные проблемы человеческого бытия, в котором неизменно соседствуют, противоборствуют и примиряются личное начало и бури истории.
Сама история мыслится писателем не только в сфере социально-политической борьбы, но и шире — как история духа. Художника интересуют моменты духовного пробуждения, равно значимые в судьбе отдельного человека и общества в целом. Тема «глотка свободы», вынесенная в название первого романа, объединяет на уровне лирического подтекста все произведения автора. Исторические события в романах Б. Окуджавы берутся в необычном ракурсе — воздействия на судьбу рядового, частного человека. В каждом из романов писатель находит свои художественные решения, зависящие от характера героя и степени его участия в исторических событиях.
Лирическая циклизация романов Б. Окуджавы происходит не только на сюжетном, но и на метафорическом уровне. Вынесенная в название одного из романов тема «путешествие дилетантов» объединяет все его произведения в единое «поэтическое» повествование о судьбе человека в потоке истории. В романе «Бедный Амвросимов» декабристы, мечтавшие изменить мир, выглядят наивными и беспечными «дилетантами» перед лицом мощной машины государства. Еще менее похож на «профессионала» молодой герой Авросимов, по воле судьбы оказавшийся среди тех, кто вершил суд над людьми, вышедшими за пределы очерченного временем и обществом круга. В романе «Путешествие дилетантов» «дилетантами» предстают влюбленные, «наивные и беспечные» счастливцы, не подозревающие, что счастье непродолжительно, ибо и частная жизнь человека зависит от тоталитарного государства. В романе «Свидание с Бонапартом» Н. Опочинин, надеющийся изменить ход истории, устроив обед для Бонапарта, оказывается «дилетантом», гибнущим от рук «профессионала» — случайного французского драгуна. И тем не менее именно дилетанты, т. е. люди, не желающие становиться винтиками общественного механизма, истинно живут в истории — любят, страдают, надеются.
По природе своего дарования Окуджава — лирик. Обратившись к событиям века минувшего, он сохранил за собой право на лирическое самовыражение. Используя различные стилевые формы авторского вторжения в повествование, писатель вступает в диалог с читателем, направленный на остранение тех проблем, которые на современном материале не могли быть поставлены в 1970-1980-е годы: о конфликтности взаимоотношений человека и истории, индивидуума и государства, непреходящей ценности свободы личности, чувства долга, чести, милосердия, сострадания. Пафос свободы, самостояния личности ставит исторические романы Б. Окуджавы рядом с лучшими произведениями современной литературы.
Исторические романы и их значение в русской литературе