Исторические романы Михаила Загоскина
Михаил Николаевич Загоскин (1789-1852). Загоскин на литературное поприще вступил еще в 1815 г. как автор комедий и в течение ряда лет написал значительное количество пьес, пользовавшихся немалым успехом («Богданов, или Провинциал в столице», «Вечеринка ученых», «Благородный театр» и др.). Но широкую известность ему принес его первый исторический роман «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году».
Пушкин отметил правдивость ряда картин и образов романа. «Г. Загоскин,- писал он в своей рецензии,- точно переносит нас в 1612 год. Добрый наш народ, бояре, казаки, монахи, буйные шиши — все это угадано, вес это действует, чувствует, как должно было действовать, чувствовать в смутные времена Минина и Авраамия Палицына. Как живы, занимательны сцены старинной русской жизни! Сколько истины и добродушной веселости в изображении характеров Кирши, Алексея Бурнаша, Федьки Хомяка, пана Копычинского, батьки Еремея».
Загоскину удалось передать некоторые черты народного быта. Рисуя в романе картину патриотического подъема народных масс, поднявшихся на борьбу за освобождение Москвы, захваченной поляками, Загоскин правильно освещает народное движение 1612 г. как общенациональное дело. Однако исторический факт национального единства большинства русского народа перед угрозой иностранного порабощения писатель переносит на внутренние социальные отношения в России, которые были весьма далеки от этого единства как в 1612 г., так и в 1829, в пору, когда появился роман.
Мало исторического и в характере Юрия Милославского. В сцене с паном Копычинским виден не столько молодой боярин начала XVII в., сколько дуэлянт-забияка из армейских офицеров 30-х годов XIX в. И возлюбленная Юрия, Анастасия, скорее напоминает барышню из провинции времен Загоскина, чем дочь знатного боярина начала XVII столетия. Психологию людей своего времени Загоскин переносит в далекое прошлое.
Любовь автора к таинственному, загадочному связана со стилем его романа. При заметном стремлении к верному изображению событий, при реалистичности в зарисовке отдельных эпизодов и деталей старинного быта Загоскин, несомненно, испытывал на себе влияние романтизма. Хотя писатель порой несколько иронизирует над воображением романтиков, тем не менее он в стиле баллад Жуковского описывает уединенный, полуразрушенный замок и рассказывает легенды о мертвых монахах, подымающихся из могил. С другой стороны, Загоскин нередко впадает в выспренний дидактический тон, портящий живой и естественный язык романа.
Национально-патриотический подъем 1812-го и последующих годов нашел свое отражение в другом романе Загоскина — «Рославлев, или Русские в 1812 году», но как в дурном зеркале. Писатель был искренним патриотом, однако консерватизм мировоззрения направил его патриотизм в сторону реакционно-охранительных идей. Последующие исторические романы Загоскина успеха не имели.
Откровенно реакционное освещение получила обстановка и события войны 1812 г. в романе Ф. В. Булгарина «Петр Выжигин» (1830). Булгарин рассыпается в верноподданнических похвалах самодержавию, «просветившему Россию» и явившемуся якобы источником победы ее над врагом. Роман направлен против передовой дворянской интеллигенции. Главный герой романа — купеческий сын Петр Иванович Выжигин — идеализирован автором как истинный патриот, проявляющий чудеса храбрости, носитель всяческих добродетелей.
Первые романы Булгарина имели успех, явно не соответствующий их достоинствам. Факт этот свидетельствовал о потребности времени. Впоследствии Белинский не раз указывал на то, что популярность первых романов Загоскина и Булгарина своим источником имела все возраставший интерес читающей публики того времени к романам из русской жизни, в частности к эпическим произведениям на темы русской истории. Однако и реакционно-дидактические романы Булгарина, и проникнутые политическим консерватизмом романы Загоскина быстро утратили свою популярность. В борьбу с ними вступает романтическая школа, представленная в творчестве Н. А. Полевого, А. Ф. Вельтмана, И. И. Лажечникова.
Большую смелость проявил в своих исторических романах Александр Фомич Вельтман (1800-1870), обратившись к временам Киевской Руси.
Исторический роман Вельтмана «Кащей Бессмертный, былина старого времени» (1833) имел большой успех: читателю того времени казалось, что произведение Вельтмана действительно воссоздает далекую русскую старину. Даже Белинский поддался воздействию оригинальной и причудливой фантазии Вельтмана. В «Кащее Бессмертном», как и в другом своем романе о временах древнего Киева и Новгорода — «Святославич, вражий питомец. Диво времен Красного Солнца Владимира» (1835), сквозь романтическую фантазию Вельтман дает почувствовать дух времени, характер русской сказки и славянской мифологии, рисует поэтические картины древней Руси. Широко использует Вельтман археологический и этнографический материал, образы и поэтику русской сказки. Он стремится также воссоздать язык и синтаксис XII-XIV вв.
Исторические романы Михаила Загоскина