Историческое прошлое украинского народа в творчестве Ивана Кочерги
Историческое прошлое украинского народа вдохновило драматурга Ивана Кочергу на создание нескольких пьес. Наиболее удачной из них является стихотворная поэма «Свадьба Свечки». «Когда я случайно наткнулся на мотив запрета света, — писал Иван Кочерга в предисловии к своему произведению, — меня привлекла в нем возможность изобразить красочную картину чисто городской жизни и социальной борьбы в древнем городе, а на этом живописном фоне создать обобщенный образ борьбы Украины за свою свободу и самобытную культуру». Основой исторической достоверности драмы стали две грамоты литовских князей (1494 и 1506), которые, якобы по определенным соображениям, запрещали вечером и ночью светить свет в домах простых киевлян. За нарушение взимался большой штраф и применялись уголовные санкции.
Грамота 1516 отменила запрет света, несмотря на жалобы жильцов, но и предыдущая грамота тоже вспоминала эти жалобы. Иван Кочерга избрал темой своего произведения исторические упоминания, которые ему были ближе, которые он мог использовать как безошибочную проекцию на свою современность. Сохраняя высокий романтический пафос рассказа, драматург изображает вполне реально, повседневную жизнь наших предков, с особым вниманием воспроизводит их быт, верования, обряды и т. п.
Писатель особенно подчеркивал символический характер своего произведения. Действительно, насколько богат на символическую трактовку образ света! Запрет света, если рассуждать логически, требовал сопротивления. Борьбу за свет, за достоинство киевлян должна была возглавить наиболее сознательная часть населения средневекового города. С точки зрения Кочерги, это, бесспорно, ремесленники — прообраз будущего рабочего класса. Конец 20-х — начало 30-х годов требовал идеологического утверждения пролетарской диктатуры (фактически, диктатуры И. Сталина, которая прикрывалась пролетарскими лозунгами), и борьба киевских ремесленников — далеких предков пролетариата, демонстрировала глубоко исторические корни этой идеи.
Автор, который начал с романтических средневековых легенд, теперь вынужден был политизировать свои драматические сказки и служить уже не столько театру, сколько большевистской идее.
И, несмотря на такую «прозрачную» символику и откровенную политизацию драмы «Свадьба Свечки» в ней нельзя не заметить и другой плоскости трактовки образов, в которой, причем, следует искать ключ к пониманию идеи произведения. Красноречивым в этом отношении является образ Меланки, который, по словам самого Кочерги, является поэтическим символом Украины, «из тьмы веков и через столько бурь» проносит неугасимый живой огонек своей воли и культуры.
Несомненным творческим успехом Кочерги был и образ Ивана Свечки — настоящего народного вожака, личности яркой и своеобразной. Критика отмечала, что в характере Свечки драматургу удалось показать человека одинаково порядочного и честного как в отстаивании интересов общины, так и в личной жизни. Хотя он еще молод, но пользуется уважением у подольских ремесленников, ибо умеет спокойно и мудро разобраться в сложных ситуациях, а главное, не боится встать на защиту справедливости и человеческого достоинства, защитить обиженного и обездоленного. Свечка добрый и благородный не только по отношению к Меланке и товарищам-ремесленникам, но и к людям из противоположного лагеря. Особенно, в этом плане поражают мастерски написанные эпизоды встреч Свечки с женой киевского воеводы Гильдой, характеризующие его как личность высоконравственную и мужественную. Свечка не выдает Гильдиной тайны и всю ответственность за похищение грамоты принимает на себя, хотя хорошо знает, что будет наказан за это «преступление» смертью. Более того: княжеская грамота для Свечки не имеет ценности, потому что он распознал ее фальшивую сущность. Он мог бы уступить лживым привилегиям и спасти свою жизнь. Но он не делает этого, поскольку знает, какие большие надежды возлагали простые киевляне на эту грамоту, знает, что за нее народ боролся как за правду. Поэтому вернуть воеводе грамоту — значит предать народ, а это было бы для Свечки высшей карой. Поэтому он и выбирает смерть.
С образом Ивана Свечки связана идейная нагрузка пьесы. Собственно, идея произведения выражена в словах этого героя: «Когда добром никто не даст нам света, — его получить надо — не молить, ибо без борьбы ничтожны все молитвы. И мирной свечки не заслужит тот, кто силой ее не зажег». Символом каждой пьесы Ивана Кочерги является какая-то вещь, которая концентрирует интересы всех персонажей, олицетворяет идею произведения. Если в «Свадьбе Свечки» это свеча, то в пьесе «Ярослав Мудрый» — меч и книга. В драматической поэме Ярослав Мудрый писатель изображает суровую и героическую эпоху, когда наши предки боролись за единство Киевской Руси, за ее мирное развитие и процветание, впервые обратившись к образу реального исторического деятеля.
Ярослав Мудрый предстает хоть и строгим, но дальновидным политиком. Рассказ о нем ограничен 1030 — 1036 годами, когда великий князь усмирил междоусобные распри и отразил нашествие печенегов. Князь хочет создать мощное государство, а для этого нужен мир, а его порой приходится добывать и мечом. «Сперва закон, а потом благодать», — не раз повторяет он афоризм знаменитого Иллариона, автора «Слова о законе и благодати». Ярослав Мудрый подан не только как государственный деятель, но и как полный обычных слабостей человек. Однако князь в силах все подчинять высшей цели своей жизни.
Историческое прошлое украинского народа в творчестве Ивана Кочерги