Историко-культурный контекст времени создания произведения
Понятие Аберрации, То есть уклонения от нормы (от латинского слова АЬеггаНо — уклонение). Существует аберрация оптических систем, то есть искажение изображения, неточное соответствие объекту. Например, два предмета, которые находятся далеко от нас, но на большом расстоянии друг от друга, кажутся нам примерно одинаково удаленными. Это называется Аберрацией дальности. Так, например, Солнце и Луна кажутся примерно одинаковыми по размеру, в то время как Солнце расположено в 375 раз дальше. Историки тоже знают явление аберрации, когда события, далекие от нашего времени, кажутся нам происходящими примерно в одну эпоху. Из-за этого мы не видим
Динамики исторических изменений, история кажется нам застывшей, неподвижной. Жизни Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха, кажется нам, протекают в одно и то же время, нам трудно бывает уловить, чем отличается время Мономаха от времени, когда русские князья обращались за поддержкой к Всеволоду Большое Гнездо. Мы попытаемся внимательнее присмотреться к событиям русской истории, чтобы лучше понять произведение, которое мы сейчас изучаем, — «Слово о полку Игореве».
(Рекомендуем учителю пользоваться картой Древней Руси, показывая города и земли, о которых идет речь; записывать на доске и в тетрадях даты наиболее важных событий. Факты, изложенные ниже, способствуют пониманию исторической основы и трагического пафоса «Слова о полку Игореве».)
В 1054 году умер Ярослав Мудрый, оставив после себя пятерых сыновей. Между ними и внуком Ростиславом Владимировичем князь разделил Русскую землю, за исключением Полоцкого княжества, отошедшего потомству его старшего брата Изяслава Владимировича. Порядок престолонаследия был «очередным», то есть киевский престол передавался от брата к брату, а после смерти братьев переходил к старшему племяннику.
Ярослав Мудрый завещал своим сыновьям жить в мире и любви, во всем слушаться старшего брата. Но отцовский завет выполнялся недолго. Почти сразу после смерти князя между братьями начались усобицы. Многие князья оказались недовольны разделом. Самым решительным из недовольных оказался Олег Святославич. В 1078 году он пошел из Тмутаракани походом на дядей, призвав на помощь половцев, но был разбит.
В 1093 году умер последний из Ярославичей — Всеволод. Олег Святославич, к тому времени вновь укрепившийся в Тмутаракани, снова призвал на помощь половцев и напал на Русь. Он хотел вернуть себе Чернигов, завещанный Ярославом Мудрым его отцу Святославу. В Чернигове в это время правил Владимир Мономах, приходившийся Олегу двоюродным братом. Половцы во главе с Олегом осадили Чернигов. Заботясь о сохранении жизни населения Чернигова, Владимир Мономах уступил престол двоюродному брату, а сам ушел в Переяславль. За те беды, которые принес Русской земле Олег Святославич, наводя на нее половцев, его прозвали в народе Олегом Гориславичем.
Только в 1113 году, двадцать лет спустя после добровольного оставления им Чернигова, Владимир Мономах стал киевским князем. За двенадцать лет его княжения в Киеве единство Руси было отчасти восстановлено. Еще семь лет после смерти Владимира Мономаха Русью правил
Его сын, Мстислав Великий. Никто из князей не решался противостоять Мстиславу. Но после его смерти в 1132 году распри начались уже среди потомков Мономаха. Этим немедленно воспользовались Ольговичи, то есть потомки Олега Гориславича, и спокойствию Руси пришел конец. Раздробленность стала фактом.
С 1132 до 1185 года — даты похода Игоря Святославича на половцев, о котором идет речь в «Слове о полку Игоре-ве», — больше пятидесяти лет. Вспомним последние пятьдесят лет нашей истории. Сильно ли изменился мир за это время? Можно ли считать, что за пятьдесят лет в XII веке мир не изменился, остался таким же, каким был прежде?
Перемены были огромны. Мы не будем сейчас перечислять экономические причины этих перемен. Скажем о главном: за пятьдесят лет со времени смерти Мстислава Великого наиболее сильной среди русских земель становится Ростово-Суздальская земля, наиболее сильным и влиятельным князем — Юрий Долгорукий. В 1169 году войско во главе с его сыном Андреем Боголюбским штурмом берет Киев и предает его страшному разгрому. Был подожжен даже Киево-Печерский монастырь, признанная святыня христианской Руси.
Любой другой русский князь в прежние годы остался бы княжить в Киеве. Андрей Боголюбский не поехал в Киев, а остался у себя во Владимире, в Киев же послал своего младшего брата Глеба. Этот факт свидетельствует о том, что Киев в эти годы потерял свое значение как центр Русской земли.
В период правления Всеволода Большое Гнездо (1176- 1212) Владимирское княжество достигло наивысшего могущества. Власть Всеволода ощущалась и на юге. Даже в спорах князей за самые отдаленные земли Руси его слово долго оставалось решающим.
Именно к периоду княжения на северо-востоке Всеволода Большое Гнездо относятся события «Слова о полку Игореве».
Тем не менее соперничество среди русских князей за первенство продолжалось. На княжеском съезде в Любече было провозглашено: «Кождо да держит отчину свою». Но князья не только стремились держать свои отчины, но и захватить или пограбить земли других князей. Например, Игорь Святославич, внук Олега Гориславича (главный герой «Слова…»), правивший в Новгороде-Северском, что в Черниговской земле, незадолго до похода на половцев «взял на щит» город Глебов у Переяславля, «кровопролитье сотворил в земле христианской», «не пощадил христиан». Об этом рассказывается в «Повести о походе Игоря Святославича на половцев», включенной в Киевскую летопись.
Игорь причинил христианам такие беды, что «живые мертвым завидуют».
Всеволода Большое Гнездо половцы не тревожат — Владимирская земля, казалось бы, надежно укрыта от кочевников лесами и болотами.
В Киеве в это время княжит двоюродный брат новго-род-северского князя Святослав Всеволодович, тоже потомок Олега Гориславича.
За три года до похода Игоря, в 1182 году, ему приходится пойти на компромисс с Рюриком Ростиславичем, правнуком Ярослава Мудрого.
Этот энергичный князь потребовал власти над городами Киевской Руси.
Двенадцать лет сохранялось это двойственное положение: Киев и формальное старшинство принадлежало Святославу Всеволодовичу, а все остальные города Киевской земли принадлежали Рюрику Ростиславичу.
Это «двоевластие» в Киевской земле прекратилось только после смерти Святослава в 1194 году.
Мы видим, что каждый князь стремился действовать независимо от других.
Русские земли объединяла православная вера, общие письменность и язык, но в разных княжествах уже возникали свои особенности, князья ставили себе разные цели. Народ еще помнил о былом величии Руси, и трагическая раздробленность болью отозвалась в душе автора «Слова о полку Игореве».
И вот в 1185 году, не посоветовавшись с другими князьями, Игорь со своим сыном Владимиром, с братом Всеволодом, княжившим в Трубчевске, и со своим племянником Святославом Ольговичем из Рыльска выступает в поход на половцев.
Домашнее задание
Прочитать первую часть «Слова о полку Игореве» (прозаический перевод) до слов:
«Унылы городские стены, и веселие поникло» (для работы в профильных классах — по оригиналу до слов:
«Уныша бо градомъ, забралы, а веселие пониче»).
Подготовить выразительное чтение зачина.
Историко-культурный контекст времени создания произведения