История Мартина Идена в одноименном романе Джека Лондона
В лице своего героя, талантливого писателя Мартина Идена, Лондон показал трагедию художника в капиталистической Америке. Образ Мартина Идена — одно из лучших созданий Лондона. Простой матрос, выходец из народа, Мартин Идеи, чувствуя в себе талант и призвание, стремится стать писателем. Ценой неимоверного труда, колоссального напряжения физических и духовных сил он ликвидирует пробелы в своем образовании и начинает писать. Его рассказы, повести, стихи правдивы, интересны, оригинальны: Но их никто не печатает. Редакции и издательства возвращают ему рукописи обратно. Кто для них Иден? Человек без имени, жалкий бедняк. История Мартина Идена — это история его борьбы с обществом. Иден отличается большой настойчивостью, он верит в себя, в грядущий успех. Он пытается бороться, но силы его постепенно иссякают.
Прослеживая историю Идена, Лондон убедительно показывает, что буржуазное общество глухо к голосу таланта, что оно не в состоянии оценить настоящие произведения искусства. Богатство и слава в конце приходят к Идену. Но это не закономерный результат его талантливости и упорства. «Успех приходит к нему случайно и при этом слишком поздно. Буржуазное общество уже сломило его: у него пропал интерес к жизни, к борьбе. Единственный выход для себя он видит в самоубийстве. Наиболее человечными, благородными оказываются люди из народа. Именно в их среде нужно искать верную дружбу, бескорыстие, истинную любовь. С большой теплотой нарисован образ простой женщины Марии, матери многочисленного семейства, помогающей Идену в самые трудные для него дни. Вызывают симпатию товарищи Идена — Джо и Джимми.
На голову выше Руфи Лиззи Конопли. Эта девушка из народа ради большой любви к Идену готова пойти на все: «Я жизнь готова отдать за вас»,- говорит она ему. Образ этой простой чистой девушки является противопоставлением Руфи, бросающей Идена в трудную минуту, но стремящейся вновь околдовать признанного писателя.
Выступая с критикой общества, Лондон развенчивает в своем романе и реакционную философию. Не случайно ее позднее писал, что «Мартин Идеи» и «Морской волк» — атака на ницшеанскую философию, которой не поняли даже социалисты».
Мартин Идеи — жертва общества, но он в то же время жертва индивидуализма. По своим взглядам он индивидуалист и поклонник философии Спенсера и Ницше. Выступая на митинге в рабочем клубе, он утверждает, что люди делятся на рабов и господ и что в жизни побеждает сильнейший.
Таким образом, по мысли Джека Лондона, Мартин Иден не только жертва общества, но и жертва индивидуализма. В таком решении вопроса и заключается основное противоречие романа. В самом деле, внимательно присматриваясь к поведению Идена, нельзя не заметить, что он следует философии Ницше больше в теории, на словах, а не на деле, не в жизненной практике. Он, если так можно сказать, «теоретический ницшеанец». Противоречивость образа Идена в том и заключается, что его теоретические рассуждения находятся в вопиющем противоречии с его поступками. Создавая за «Морским волком» «Мартина Идена», Джек Лондон, очевидно, имел в виду нанести новый удар по реакционной идеологии Ницше. Только в этом плане можно понять его фразу: «Мартин Идеи» и «Морской волк» атака на ницшеанскую философию…»
История Мартина Идена в одноименном романе Джека Лондона