«История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина — критика рабской психологии и пассивности
Я не научился любить свою родину
С закрытыми глазами, с преклоненной
Головой, с запертыми устами.
П. Я. Чаадаев
Создав в своем воображении фантастический город Глупов, М. Е. Салтыков-Щедрин населил его удивительными персонажами. Он поставил перед собой задачу написать произведение, в котором на суд читателей будет выведена не история, а современность. «Мне нет никакого дела до истории, и я имею в виду лишь настоящее», — сказал Щедрин.
Жизнь города Глупова на протяжении веков — это «жизнь, находящаяся под игом безумия». Правят городом «мрачные идиоты» и «прохвосты» в лице его многочисленных градоначальников. Но кем же они правят?
С горькой иронией изображает сатирик глуповцев, в образе которых воплощено все холопство, чинопочитание. Бесконечное терпение привело к бесчисленным бедствиям. «Мы люди привышные! — говорили они. — Мы претерпеть могим».
Но все же иногда и глуповскому терпению приходит конец, и тогда вспыхивают бунты. История города знает их много, и каждый из них — «бунт бессмысленный и беспощадный». Глуповцы топят в реке, бросают в воду первых попавшихся граждан и легко поддаются усмирению.
Бунт заканчивается всеобщей поркой, зачинщиков сажают в тюрьму, а глуповцы снова живут в страхе и трепете.
Писатель показал то общее, что объединяет глуповцев. Это добровольное подчинение власти, быстрое приспособление к самым нелепым законам, страх и начальстволюбие.
Отвечая на обвинение критики, что он издевается над проcтым народом, Щедрин утверждал: «Изображая жизнь, находящуюся под игом безумия, я рассчитывал на возбуждение в читателе горького чувства, а не веселонравия».
Некоторые эпизоды «Истории одного города» похожи на сцены народной жизни из поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Оба художника слова создали их практически в одно время и сосредоточили внимание не на обильной и могучей, а на убогой и бессильной Руси.
Глуповцы почти всегда выступают массой. Так бегут они к дому градоначальников. Все вместе бросаются на колени. Толпами убегают из деревень, где свирепствуют пожары и голод.
Собираются на сходку, выбирают ходоков, вместе поют или ударяются в гульбу и пьянство, от которого на какой-то момент становится легче жить.
Создавая образы глуповцев, писатель протестует против идеализации русского народа. Не будь у глуповцев покорного, терпеливого отношения к жизни, пассивного подчинения чужому произволу, совсем по-другому сложилась бы их судьба.
Сатирик видел свою задачу в том, чтобы научить народ рассуждать, помочь ему бороться, открыто выступать против брудастых и угрюм-бурчеевых.
Писатель заканчивает книгу сценой готовящегося восстания против Угрюм-Бурчеева. Все дело в пробуждении народного сознания. Но в реальной жизни Салтыков-Щедрин не видел для этого условий. Поэтому он создал знаменитую сцену смерча, когда земля тряслась, солнце померкло, а глуповцы пали ниц.
Раздался треск, и Угрюм-Бурчеев исчез, словно растаял в воздухе.
В сцене выражены и желание скорых перемен, и справедливый горький скептический взгляд на жизнь.
Книга заканчивается словами: «История прекратила течение свое». Что же остановилось? Действительно история? Или череда чудовищных градоначальников?
Или холопство и покорность глуповцев? «Из Глупова в Умнов дорога лежит через Буянов, а не через манную кашу», — писал Щедрин, намекая на единственный возможный выход.
«История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина — критика рабской психологии и пассивности