• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Готовые сочинения > История русской литературы в бронзе

 

История русской литературы в бронзе

Думал ли Пушкин, сочиняя в Одессе язвительную эпиграмму на своего начальника князя Воронцова , что окажется с ним на одном и том же памятнике? Знал ли о такой судьбе сиятельный князь, распекавший нерадивого подчиненного за небрежение к службе и добившийся наконец его отправки подальше с глаз , в псковские деревни, уже в настоящую ссылку? Как бы то ни было, но великий русский поэт и новороссийский генерал-губернатор, наместник Бессарабии, главнокомандующий русскими войсками на Кавказе , попали в число ста с небольшим человек, чьи бронзовые фигуры изображены на знаменитом памятнике «Тысячелетие России» в Новгородском кремле.

История все расставила по своим местам — и прежние соперники, считавшие друг друга «ничтожествами», теперь навечно рядом. Потому что — каждый на своем поприще — они сделали для России чрезвычайно много.

Сам памятник справляет в этом году «полукруглую» дату — торжественное его открытие, в присутствии высочайшей фамилии и всего двора, состоялось 8 сентября 1862 года, в день Рождества Богородицы. Время выбрано не случайно: именно в 862 году, согласно летописи, в Новгород был приглашен на княжение легендарный Рюрик. Эту дату и принято считать годом рождения России.

Конкурс на лучший памятник в честь тысячелетия был объявлен загодя, еще в 1857 году. Если бы это происходило сегодня, мы могли бы заранее назвать имя того забронзовевшего академика, который, конечно же, выиграл бы конкурс и воздвиг еще одно помпезно-безвкусное сооружение, которыми так славна современная Москва. Однако тогда все произошло по-другому: победил проект никому не популярного двадцатипятилетнего художника Михаила Микешина, будущего автора памятников Екатерине II в Петербурге и Богдану Хмельницкому в Киеве.

Памятник Микешина оказался монументальным и изящным одновременно, удивительно цельным и состоящим при этом из множества отдельных частей, которые можно рассматривать часами. И, конечно же, символичным, как и вся история России.

Своими контурами памятник напоминает огромный колокол. В верхней его части, представляющей собой шар-державу — символ царской власти, расположились огромные фигуры царей, князей и поверженных ими врагов. А ниже, почти по подолу, идет широкий горельефный фриз, на котором расположились 109 фигур поменьше.

Это — самые-самые за всю тысячелетнюю историю, те, кто, как писал скульптор, «по разным отраслям знания, ума, науки и так далее способствовали возвеличению России».

По замыслу Микешина, фриз состоит из четырех разделов: «Военные люди и герои», «Писатели и художники», «Просветители» и «Государственные люди». Нас в первую очередь будет занимать второй, литературно-художественный раздел. С одной стороны, он оказывается самым маленьким — в нем всего 16 фигур.

Но, если вдуматься, то доля людей культуры на этом памятнике все-таки очень велика . Писатели так и вообще прославлены больше всех остальных людей искусства: актеров представляет один Ф. Волков, архитекторов — А. Кокоринов, художников — К. Брюллов, композиторов — М. Глинка и Д. Бортнянский. Остальные персонажи «культурного блока» — просто программный список для 5-9-го классов: Ломоносов, Фонвизин, Державин, Крылов, Карамзин, Жуковский, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь.

Любопытно, что в этот пантеон попал и переводчик «Илиады» Н. Гнедич, принесший в русскую культуру «божественный звук умолкнувшей эллинской речи» и научивший нашу поэзию «метрике Гомера». А если учесть, что писателями и переводчиками были и другие «фигуранты» памятника , то и вовсе окажется, что литературоцентричность нашей страны — не миф, а факт длиною в тысячу лет. И начинается Россия вовсе не с Рюрика, а со святых Кирилла и Мефодия, составителей славянской азбуки, чьи изображения открывают собой раздел «Просветители».

Получается, что в определенном смысле монумент Микешина можно считать памятником истории нашей литературы. Или по крайней мере свидетельством ее центральной роли в жизни страны.

Новгородский памятник словно бы создан для того, чтобы обходить его медленно, вглядываясь в фигуры запечатленных на нем людей, узнавая многие лица, вчитываясь в строки путеводителя. Только вот иногда на страницах даже самых свежих изданий вас будут озадачивать замшело-кондовые формулировки с уже подзабытым идеологическим привкусом. И, как назло, все они будут касаться именно литературы: «»Горе от ума» — острая сатира, бичующая пороки дворянско-чиновничьей крепостной России»; «Совершенные по форме свободолюбивые произведения Лермонтова в жанрах поэзии и прозы сыграли огромную роль в формировании прогрессивной общественной мысли и реалистической литературы в России»; «Пушкин создал гениальные произведения в разных жанрах поэзии и прозы, оказавшие огромное влияние на развитие реалистической литературы России и других стран»; «Гоголь явился основателем направления критического реализма в русской литературе, которое выражало устремления прогрессивных демократических общественных сил и сделало литературу мощным орудием общественной борьбы».

Читаешь и думаешь: «Бедная русская литература! Бедные писатели!» Их лица на памятнике после прочтения «Кратких сведений об исторических деятелях, изображенных на горельефе» кажутся еще грустнее.

Получается, что у всякого памятника — а у памятника государственного масштаба в первую очередь — есть и другая сторона: «многопудье бронзы» способно похоронить под собой память живую, заменить «нерукотворный памятник», которого лишь и взыскует человеческая душа. В случае с литературой это особенно заметно.



История русской литературы в бронзе

Другие сочинения по теме:

  1. Охтенка и заяц в бронзе Памятники литературным героям появляются по своим особым законам. Нет прямой зависимости между значением писателя в истории русской культуры и количеством...
  2. Повесть о Горе-Злочастии: История русской литературы ПОВЕСТЬ О ГОРЕ-ЗЛОЧАСТИИ — стихотворное произведение XVII в., сохранившееся в единственном списке XVIII в. . П. начинается с рассказа о...
  3. Человек и мир, человек и история как центральные темы русской литературы Подобные проблемы имели место как в произведениях писателей XIX века, так и в произведениях писателей XX века. Обратимся к произведениям...
  4. Три волны эмиграции русской литературы в XX веке Развитие литературы первой волны эмиграции можно разделить на два периода: 1920 — 1925 гг. — период становления литературы эмиграции, надежды...
  5. Поэзия и проза русской литературы XVIII веке Поэзия русской и прежде всего крестьянской жизни получает тогда свое отражение в драматургии А. О. Аблесимова, Н. А. Львова, М....
  6. Общая характеристика русской литературы XIX века. Поэзия, проза и драматургия XIX века в русской критике и публицистике Начать урок можно с обсуждения слов академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, вынесенных в эпиграф. Вопросы для обсуждения Каково основное содержание понятий...
  7. Переводной агиографический памятник русской литературы ЖИТИЕ АЛЕКСЕЯ , ЧЕЛОВЕКА БОЖИЯ — переводной агиографический памятник, с XII в. получивший широкое распространение в русской, украинской и белорусской...
  8. История нашей литературы Ведущее место в литературоведении советских времен в России принадлежало Александру Ивановичу Билецкому (1884- 1961 гг.). Предметом его научных поисков в...
  9. «Житие протопопа Аввакума» первое автобиографическое произведение русской литературы «Житие протопопа Аввакума» — первое автобиографическое произведение русской литературы, в котором протопоп Аввакум сам рассказал о себе и своей многострадальной...
  10. Значение комедии «Горя от ума» для русской литературы Появление «Горя от ума» предвещало победу реализма в русской литературе. Поворот к реализму был связан с обращением передовых кругов русского...
  11. Почему образ Ярославны из «Слова о полку Игореве» вошел в галерею классических образов русской литературы Основное содержание «Слова о полку Игореве» связано с изображением суровых военных событий. В то же время богатство содержания этого выдающегося...
  12. Значение для русской литературы «Мертвых душ» Н. В. Гоголя В 1842 г. после долгого перерыва в печати с новой книгой выступил Н. В. Гоголь. Это были «Мертвые души», завершившие...
  13. Музей Серебряного века русской литературы Он открылся сравнительно недавно, в 1999 году, в год пушкинского двухсотлетия, но уже занял достойное место среди филиалов Государственного Литературного...
  14. Национальное своеобразие русской литературы. Литературные направления 1840-х годов Существенные изменения в содержании и формах русской художественной литературы, знаменовавшие ее переход на новую ступень исторического развития, происходили уже в...
  15. Особенности русской литературы 19 века Девятнадцатый век в русской литературе является самым многозначительным для России. В этом веке начали проявлять свое творчество А. С. Пушкин,...
  16. Петербург, как персонаж русской художественной литературы Сочинение на примере романа Достоевского «Преступление и наказание». Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы. «Преступление и наказание»...
  17. История литературы: «Литература оттепели» в России Значительным явлением литературного процесса середины XX ст. стала также и так называемая «литература оттепели» в России — это не подцензурные...
  18. Борьба идей вокруг русской литературы Задолго до того как русская литература получила громкий резонанс за рубежом, крупные иностранные писатели, знакомые с нею главным образом по...
  19. Особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века Русская литература — это литература глубокого психологического анализа. А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой...
  20. Тема животных в литературе Обзорные темы по произведениям русской литературы XX века Разное Тема животных в литературе Мы всегда в ответе за тех, кого приручили. А. Экзюпери. Почти все большие писатели обращались к...
« Какова роль книги в нашей жизни?
О Москве из кн. «Все начинается с детства» »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения