• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Новые сочинения > История русской педагогики в творчестве П. Ф. Каптерева

 

История русской педагогики в творчестве П. Ф. Каптерева

Каптерев исследовал важнейший период русской педагогики и школы — после отмены крепостного права и начала первой мировой войны. Он научно объяснил происхождение общественно — педагогического движения, указал его источник и причины, а так же его влияние на последующее развитие отечественной педагогики и школы.

Каптерев выдвинул концепцию о борьбе двух педагогик — консервативной и прогрессивной — как о главной причине возникновения разных течений внутри педагогического движения. За консервативной педагогикой стояли силы правящего класса, а за прогрессивной — по преимуществу земско — общественные. Педагогика правящего класса стремилась быть «неправильно и оберегающей, но часто является просто ограничительной, задерживающей».

Прогрессивную педагогику он характеризовал как творческую, созидательную. Вот эта борьба двух педагогик и есть » одна из основных, самых главных пружин современной педагогической практике и отчасти теории».

Борьба двух педагогик особенно обострилась со времени реформ 60-х гг., когда, по оценки Каптерева, личности общества получили некоторые права, в том числе и некоторую самостоятельность, но «дано было мало». «Ожесточенная борьба этих двух педагогик… сохраняет основное явление новой русской педагогики, которым в жизни школы, в педагогической практике определяется почти все».

Говоря об источниках развития педагогических идей в России, он называет два: собственные исследования и заимствования идей западноевропейской педагогики.

Анализируя школьный опыт и педагогические идеи прошлого, Каптерев прежде всего вычленяет то, что помогает решать проблему теории и практики обучение и воспитания своего времени. Он не ставит перед историей русской педагогике отвлеченных теоретических задач, предпочитает извлекать из нее лишь то, что требуется на каждом шагу в жизни общества и школы.

В своем капитальном труде «История русской педагогии» Каптерев с этих же позиций рассматривает и оценивает факты школьного дела, «которое всюду начинается с того, что путем воспитания и образования стремятся приспособить подрастающее поколение к окружающей детей среде общественно — политической организации».

Каптерев воспринял проблему освобождения личности русского гражданина как историческую задачу, решении которой наука, просвещения призваны сыграть решающую роль. Поэтому в центре всех его историко — педагогических, педагогических психологических исследований всегда стояли интересы личности и гражданские мотивы неразрывной связи с расширением прав общества в деле воспитания, образования, организации народной школы. Не государство и не церковь, а только само общество может влиять, управлять и направлять школьное дело.

Такой главный вывод из его «Истории русской педагогии».

Всем своим творчеством Каптерев служил целям общественной педагогике, которая определяла его отношение к любому вопросу в целом. Для решение важных проблем педагогического процесса, общей дидактики, дошкольной педагогики, истории русской педагогики он широко использовал различные исследования из области философии, этики, социологии и т. д. В своей совокупности его выводы образуют прогрессивную педагогическую систему, центром которой является оригинальная психологизированная теория общего образования, а исходным пунктом — психологизированная концепция семейного и общественного дошкольного воспитания. Каптерев — выдающийся педагог психологической школы.

Невозможно отнести хотя бы одну его работу только в раздел педагогики или психологии. Он, продолжал дело К. Д. Ушинского, действительно посвятил всю свою жизнь научному обоснованию педагогического процесса и тем самым далеко продвинул вперед отечественную педагогику, укрепил и развил в ней прогрессивные идеи общественно — педагогического движения в России второй половины XIX — начало XX в., разработал оригинальную педагогическую систему, обогатившую науку о воспитании. Однако некоторые выводы П. Ф. Каптерева методологические ограничены, что объясняется уровнем развития науки в его время, которая, в частности, преувеличивала антропологический фактор в решение общественно — педагогических проблем.



История русской педагогики в творчестве П. Ф. Каптерева

Другие сочинения по теме:

  1. Предмет педагогики В Древней Греции педагогом назывался раб, приставленный к ученику, сопровождавший его в школу, прислуживающий ему на занятиях и вне них....
  2. «Методологические и дидактические основы современного урока химии» — скачать бесплатно «Методологические и дидактические основы современного урока химии» Методология — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности....
  3. Развитие форм обучения в истории педагогики Понятие «форма организации учебной работы» берет начало от лат. forma, что означает «наружный вид». Следовательно, форма обучения как дидактическая категория...
  4. Повесть о Горе-Злочастии: История русской литературы ПОВЕСТЬ О ГОРЕ-ЗЛОЧАСТИИ — стихотворное произведение XVII в., сохранившееся в единственном списке XVIII в. . П. начинается с рассказа о...
  5. Концепция ТРИЗ-педагогики Какие качества надо воспитывать? Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать каким будет мир, в котором придется жить ребенку. Это...
  6. История русской словесности. Повесть о Фоме и Ереме ПОВЕСТЬ О ФОМЕ И ЕРЕМЕ — произведение «смеховой» демократической литературы XVII в., рассказывает о неудачливых братьях Фоме и Ереме, у...
  7. Образ русской женщины в творчестве М. А. Некрасова «Величественная славянка» стала героиней многих стихов и поэм Некрасова. Поэт страдает вместе с ней и от непосильной работы, и от...
  8. Образ русской женщины в творчестве Н. А. Некрасова В своем творчестве Некрасов уделяет особое внимание раскрытию женских образов. При этом, наблюдая и изучая женский характер, он не ограничивается...
  9. Теория гуманистического образования и воспитания в романе Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» Теория гуманистического образования и воспитания в романе Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» В романе великого французского писателя эпохи Возрождения Франсуа...
  10. История мятежа в русской литературе В начале XIX века российское высшее общество пребывало в страхе перед «гидрой революции» — революционной Францией и ее непобедимым полководцем...
  11. Урок педагогики на тему «Когда ученик не хочет учиться, выбор учителя: смириться или действовать» МКОУ «Начальная общеобразовательная школа №13» п. Бобровский Сысертский городской округ Урок педагогики на тему «Когда ученик не хочет учиться, выбор...
  12. История русской литературы в бронзе Думал ли Пушкин, сочиняя в Одессе язвительную эпиграмму на своего начальника князя Воронцова , что окажется с ним на одном...
  13. Роль русской деревни в творчестве И. А. Бунина Афоризм Карла Маркса об «идиотизме деревенской жизни», надо думать, заразил русских писателей начала XX века отвращением к старорусскому укладу. Противоречивое...
  14. Поиски положительных начал русской жизни в романе И. А. Гончарова «Обыкновенная история» Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Н. В. Гоголь И. А. Гончаров для меня — один...
  15. Судьбы русской интеллигенции в творчестве А. П. Чехова На мой взгляд, ведущей темой творчества А. П. Чехова является тема судеб русской интеллигенции, русского интеллигента, в частности. Принадлежа к...
  16. Образ русской женщины-крестьянки в творчестве Н. А. Некрасова Н. А. Некрасов — один из самобытнейших поэтов русской литературы. Его талантливость определила широту его поэтического охвата. Лирика поэта очень...
  17. Традиции русской поэзии xix века в творчестве И. А. Бунина В поэзии Бунина прослеживаются традиции русских поэтов, его предшественников, в первую очередь Пушкина, Тютчева и Фета. Сам Бунин признавался в...
  18. Традиции русской классики в творчестве И. Бунина Начало XX века вошло в историю как время грандиозных исторических и культурных потрясений, период надежд и разочарований — По словам...
  19. Картины русской жизни в творчестве Некрасова Николай Алексеевич Некрасов — великий русский поэт 19го века. Огромную славу ему принесла поэма — эпопея » Кому на Руси...
  20. Программа гимназического кружка «История гимназии № 9» и ее апробация В Законе Украины «Об образовании» отмечается, что наряду с учебной деятельностью, развивающей личность на основе усвоения универсальных учебных действий, обязательна...
« Тема любви в лирике М. Ю. Лермонтова
Трагические мотивы »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения