История создания драм «Гроза» и «Бесприданница»
Александр Николаевич Островский вошел в историю русской литературы и искусства как основатель русского национального театра. Он родился в Замоскворечье — старом купеческом и чиновничье-мещанском районе Москвы, там же прожил большую часть своей жизни. Его родители происходили из духовного сословия: мать умерла рано, и мачеха дала Островскому прекрасное домашнее образование.
После окончания гимназии он поступил в Московский университет на юридический факультет, но после второго курса оставил учебу, определился на службу в Московский совестный суд, а все свободное время отдавал сочинительству. После того, как в 1850 году в журнале «Москвитянин» была опубликована пьеса «Банкрот» ,князь В. Ф. Одоевский, один из самых просвещенных людей своего времени, писатель написал: «Я считаю на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор»; на «Банкроте» я поставил нумер четвертый». Островский написал 50 оригинальных и 22 переводных пьес. Творческая судьба драматурга сложилась в общем-то вполне удачно.
Большинство его пьес, почти сразу после написания ставились на сцене Малого театра в Москве, где в то время блистала целая плеяда выдающихся актеров; Островский вел активную общественную жизнь — основал «Литературный фонд» и «Общество русских драматических писателей и оперных композиторов». Пьесы «Гроза» и «Бесприданница» занимают значительное место в драматургии Островского: первая считается вершиной предреформенного периода творчества драматурга, вторая — более позднего, постреформенного периода. Пьесу «Бесприданница» Островский начал еще в 1874 году, закончил же только в 1878-м. Сам Островский считал «Бесприданницу» одним из наиболее удачных своих созданий:: «Пьесу свою я уже читал в Москве пять раз, в числе слушателей были и лица, враждебно расположенные ко мне, и все единодушно признали «Бесприданницу» лучшим из всех моих произведений», но после премьеры критики были единодушны: пьеса потерпела полнейший, несомненный и даже окончательный провал.
Автор рецензии в газете «Голос» сетовал на то, что «Островский игнорирует сильные, героические характеры… В его новых пьесах нравственная личность персонажей падает все ниже и ниже…» — одна из самых знаменитых пьес Островского, в которой блистали такие знаменитые русские актрисы, как М. Н. Ермолова, М. Г. Савина, В. Ф. Комиссаржевская, М. И. Бабанова, встретила категорическое непонимание современников. Только тогда, когда пришло время изменений, новых веяний в искусстве, социальных изменений, для пьесы Островского, опередившего свое время, наступила настоящая жизнь: спустя 18 лет, в 1896 году Ларису сыграла Вера Федоровна Комиссаржевская, которая смогла понять не только хрупкость и поэтичность Ларисы, но и двойственность, надломленность ее характера. Островский же, как истинный Художник, уже тогда видел те изменения в русской жизни, которые еще не были заметны большинству: если в «Грозе» в образе Катерины гибла душа русской патриархальной старины, то в «Бесприданнице» нежную, возвышенную, поэтичную Ларису убивал дух торгашества. «Островский в Ларисе рисует образ девушки, не имеющей себе подобий, бесподобной.
Стремления и вожделения окружающих ее людей направлены к тому именно, чтобы уподобить ее другим женщинам, навязать ей образ жизни, чуждый ее желаниям, но зато соответствующий реальным законам окружающего ее мира», — говорит Б. Костелянц.
История создания драм «Гроза» и «Бесприданница»