Иван Нечуй-Левицкий «Запорожцы»
Фрагментарное ознакомление учеников с исторической прозой И. Нечуя-Левицкого; дать понятия о пейзаже в произведении, гиперболе, их роли в раскрытии темы и главной мысли; раскрытие образа Карпа Летающего, главного героя, роли описаний в произведении, их раздумий, переживаний за судьбу Украины; воспитание чувства гордости за знаменитую страницу в истории Украины — Запорожскую Сечь, любви к Родине. портрет писателя; его историческая проза; репродукция картины А. Монастырского «Запорожец»; увертюра к опере М. Лысенко «Тарас Бульба», казацкий марш.
Ход урока.
I. Организационный момент. Вступительное слово учителя.
В селе Стеблево на Черкасщине 13 ноября 1838 года родился Иван Левицкий — за каких-то двадцать верст от Шевченковской Кирилловки. В отцовской библиотеке Иван находил книжки, которые пробуждали интерес к украинскому прошлому: «Историю Малороссии» Г. Маркевича, казацкие летописи и много другого. Отец писателя, Семен Степанович, очень любил читать, умел писать по-украински и всегда интересно рассказывал об истории родного края. Об этом писатель со временем вспоминал:
«Отец мой любил родной край, все, было, нам говорит, что на Украину очень насели польские господа, все рассказывал нам об украинской истории…. Было, как едем с ним в Корсунь, то все, было, показывает нам Резанный Овраг и могилы под Корсунем, где была битва Богдана Хмельницкого с поляками; показывал путь Наливайко, который возвращается с Корсуньской дороги на село Петрушки…».
Очень важной составной частью того мира, в котором рос будущий писатель, была роскошная природа черкасского края. Река Рось с белыми хатками на берегах, зеленые виды… Они производили незабываемое впечатление.
Писать и читать Иван научился в отцовской «школе для крестьян», в которую он набирал местных ребят и учил их грамоте. Со временем семилетнего Ивана отдали учиться в духовное училищу, а позднее и в Киевскую духовную семинарию, но священником Левицкий не стал. Он начал преподавать русскую словесность в Полтавской духовной семинарии. Везде видел, как живется людям, и об этом писал в своих произведениях. Первая книга под названием «Повести Ивана Нечуя» вышла во Львове.
К литературной работе И. Левицкий относился очень ответственно. Он специально изучал этнографию, архитектуру, культуру определенной местности, особенности языка людей, которые ее населяли. А еще не забывал об истории. Много читал, слушал рассказы старых людей о запорожских казаках. У него есть ряд произведений об их жизни: исторический роман «Князь Еремия Вишневецкий» и «Гетман Иван Виговский», популярные брошюры для народа: «Первые киевские князья», «Украинский гетман Богдан Хмельницкий и казачество», «Татары и Литва на Украине» и прочие. Мечтал их издать под общим названием — «История Украины».
Он много писал о реальной жизни, но есть в его заделе и фантастические произведения, в частности сказка «Запорожцы» (1873). В центре ее — образ знаменитого потомка запорожского рода Карпа Летающего, смелого, честного, преданного сына своей родной земли.
С этой сказкой, а точнее с ее фрагментом, мы ознакомимся на этом уроке. Но, прежде чем начать следующую работу, давайте кое-что вспомним из того, что мы уже знаем о знаменитых героях прошлого
«Мозговая атака».
1) Кого из исторических героев-запорожцев вы знаете? Назовите их.
2) Что вы знаете о Запорожской Сечи?
3) Что вам известно о традициях и укладе жизни запорожцев?
4) Что называем народным пересказом?
5) Всегда ли в пересказах передаются лишь достоверные факты из жизни казаков?
Приведите примеры из известных пересказов.
ИИ. Работа над содержанием произведения.
1. Выразительное чтение. Беседа по смыслу прочитанного.
1) Что реальное в этом произведении? Что фантастическое?
2) Какие названия порогов Днепра встречаются в тексте? Прочитайте. От чего они походят?
3) Какие цвета преобладают в природе, как они изменяются с приближением трагедии?
4) Как описывает автор природу местности, куда попал герой?
5) Какие цвета преобладают здесь?
Такие описания природы называются пейзажами.
2. Словарная работа.
Два ученика готовят сообщение из толкового словаря.
Пейзаж (франц.) — вид, изображение какой-то местности, в котором основным предметом изображения является природа.
Гипербола (греч. преувеличение) — намеренное преувеличение.
Задача: найти в тексте использования автором гиперболы, выяснить с какой целью она использована.
Как описан писателем главный герой? Есть ли в его портрете элементы гиперболы? Какими возникают перед нами запорожцы? Что волнует казаков, о чем в первую очередь они хотят узнать у Карпа Летающего?
Обратите внимание на репродукцию картины А. Монастырского «Запорожец». Каким его изображает художник? Какая у него одежда? А теперь вслушайтесь в мелодию, которая сейчас прозвучит.
Какие чувства она у вас вызывает? (Звучит казацкий марш). Какими возникают казаки в музыке?
Вывод: Вы увидели и услышали, как с помощью слова, красок, звука можно передать характер героев, их чувства; какая огромная сила искусства музыки, живописи, литературы.
III. Итог урока.
Что из только что прочитанного вам уже известно? Заинтересовались ли вы историей нашей Украины? Продолжите ли самостоятельно изучать прошлое нашей Родины? Понравился ли вам главный герой нашего произведения? Какие черты характера вы хотели бы перенять у Карпа Летающего?
IV. Оценивание.
V. ДОмашняя задача.
Выписать из текста цитаты: Первая группа — портрет Карпа Летающего.
Вторая группа — описание запорожских казаков.
Третья группа — описание Запорожской Сечи.
Иван Нечуй-Левицкий «Запорожцы»