Иван Петрович Пнин
Иван Петрович Пнин родился в 1773 г. Он был внебрачным сыном князя Н. В. Репнина. Образование получил в Московском благородном пансионе. От отца унаследовал вторую часть фамилии, которая постоянно напоминала ему о его «половинчатом» положении в обществе.
В апреле 1782 г. Иван поступил в Вольный благородный пансион при Московском университете — одно из привилегированных дворянских учебных заведений, славившееся как «рассадник отечественного просвещения». В пансионе искони преобладали литературные интересы, с его историей тесно связаны имена многих видных литературных деятелей конца XVIII и начала XIX вв., почти все воспитанники сочиняли и переводили в стихах и прозе и издавали свои «опыты» специальными сборниками.
Среди товарищей Пнина по пансиону было много таких «писателей»: А. Шаховской, Д. Баранов, братья Кайсаровы, П. Сумароков, С. Озеров, А.
Войеков и др. Стихи начал писать рано, уже в 15 лет он написал свою первую оду, за ней последовали другие. В университетском пансионе Пнин обучался пять лет, до апреля 1787 г.
, когда, по собственному прошению, был уволен для определения в Артиллерийско-инженерный шляхетный кадетский корпус, расположенный в Петербурге. В корпусе Иван пробыл недолго, менее двух лет. 29 января 1789 г. он был выпущен из корпуса подпрапорщиком и сразу же принял участие в шведской кампании . Через год получил первый наградной чин штык-юнкера полевой артиллерии.
До 1797 г. находился в армии, расположенной «на западных границах империи, в Польше и на берегах Двины». В начале 1797 г. Иван Петрович решил оставить военную службу, подал прошение об «определении к статским делам» и был причислен к департаменту герольдии. Выйдя в отставку, Пнин обосновался в Петербурге, где поселился на одной квартире вместе с Александром Федосеевичем Бестужевым, отцом четырех братьев-декабристов — Николая, Александра, Михаила и Петра Бестужевых. Именно здесь зародилась идея организации политико-литературного «Санкт-Петербургского журнала», который Пнин и Бестужев начали издавать в 1798 г. В апреле 1801 г. , через месяц после дворцового переворота , Иван Петрович возвращается на госслужбу в должности письмоводителя Государственного совета.
В этом же году произошло событие, имевшее для Пнина очень большое событие, — знакомство с А. Н. Радищевым, вскоре переросшее в дружбу. К тому же 1801 г. относится и другое крупное событие в жизни Пнина — смерть его отца князя Н. В. Репнина. Мужского потомства Репнин не оставил, его единственный сын умер еще в 1774 г. Все имущество покойного фельдмаршала перешло к его внуку по женской линии князю Николаю Волконскому. Пнин в завещании отца упомянут не был, и, вероятно, этот факт поспособствовал написанию Сочинения «Вопль невинности, отвергаемой законами». В начале 1803 г. , когда комплектовались штаты вновь учрежденных министерств, Пнин оставил службу в канцелярии Государственного совета и определился на должность экспедитора в департамент министерства народного просвещения.
Расцвет литературной деятельности Пнина падает на последние годы его жизни , — именно в это время он пишет крупнейшие свои публицистические произведения , готовит к изданию собрание своих стихотворений, работает над драмой «Велизарий» , разрабатывает проект нового журнального предприятия, принимает участие в некоторых периодических изданиях и появляется в столичных литературных кружках. Круг литературных знакомств Пнина в эти годы расширяется и приобретает более четкие очертания. Департамент министерства народного просвещения в начале 1800-х гг. являлся средоточием кружка молодых литераторов. Одновременно с Пниным сюда определились на службу: Н. А. Радищев, Д. И. Языков, К. Н. Батюшков; в 1803 г. к ним примкнул Н. И. Гнедич.
Участником и покровителем этого департаментского кружка был упомянутый уже И. И. Мартынов. Все это были люди, близкие Пнину по своим литературным мнениям: здесь слагалась оппозиция одновременно и «ветхому» классицизму «Беседы» и слащавой чувствительности московской сентиментальной школы, шла «борьба на два фронта» — и с Шишковым и Карамзиным. Значительно более крупным событием в жизни Пнина было его сближение с группой радикально настроенных молодых литераторов, художников и ученых, объединившихся в 1801 г. в «Дружеское общество любителей изящного» . В заседании общества 16 ноября 1802 г. Пнин был избран его действительным членом по предложению В. В. Попугаева, одного из деятельнейших сотрудников и основателей общества. Однако Пнин не принимал в занятиях Общества деятельного участия, что видно из протоколов заседаний Общества.
Тем не менее Иван Петрович пользовался в Обществе столь большим авторитетом, что за два месяца до своей смерти, 15 июля 1805 г. , был избран его президентом. А. Е. Измайлов, выступая на собрании Общества, посвященном памяти Пнина, сказал: «Вам, почтенные мои сочлены, вам всех более был он известен. Вы, чувствуя цену его талантов и следуя благородному беспристрастию, избрали его в торжественное нынешнее годовое собрание президентом нашего Общества. Он действительно достоин был сего звания и, чтобы изъявить нам свою благодарность за сделанное ему предпочтение, оставил службу и все свое время хотел посвятить трудам для славы Общества и для пользы народной. Мы ожидали от него плодов, но, увы! не ожидали того, что через дв а месяца будем оплакивать его кончину!».
Таким образом несомненно, что с именем Пнина связывались надежды на оживление Общества и расширение круга его деятельности и что преждевременная кончина нового президента была для Общества большой потерей. В 1804 г. Пнин издал основное свое сочинение — «Опыт о просвещении относительно к России». Книжка эта вышла в свет «с дозволения санкт-петербургского гражданского губернатора», без каких бы то ни было цензурных осложнений и продавалась в книжных лавках, но вслед за тем по доносу была конфискована.
В работе автор подчеркивал, что просвещение не может мириться с рабством, что крестьян надо освободить и обучать земледелию. Он писал, что общая цель просвещения заключается «в приготовлении России полезных сыновей отечеству, а не таких, которые бы гнушались тем, что есть отечественного и презирали свой язык». Книга разошлась очень быстро. Но при попытке переиздать ее в том же году вмешалась цензура и запретила новое издание, «Опыт о просвещении» был зачислен в разряд особо крамольных книг. Пнин отвечал цензуре в остроумном диалоге «Сочинитель и Цензор», снабженном традиционным защитным подзаголовком: «Перевод с манжурского».
Сочинитель, отвечающий цензору, что «его засвидетельствование можно назвать ничего не значущим, ибо опыт показывает, что оно нисколько не обеспечивает ни книги, ни сочинителя», — явно имеет в виду историю с «Опытом о просвещении», сперва дозволенным цензурой, а потом запрещенным. Неудача с «Опытом о просвещении» не обескуражила Пнина, не научила его молчанию, но, наоборот, побудила его к новым обширным литературным трудам. Отказавшись по неизвестной причине от проекта издать собрание своих сочинений и «склонясь на просьбы журналистов», он стал деятельным сотрудником некоторых периодических изданий , трудился над сочинением «О возбуждении патриотизма», предполагал с 1806 г. издавать журнал «Народный Вестник» и в последние месяцы жизни писал драму «Велизарий». Вместе с тем Пнин продолжал службу в департаменте министерства народного просвещения .
В середине 1805 г. Пнин подал прошение об отставке, по одним данным — по причине болезненного своего состояния, по другим — желая целиком отдаться литературной деятельности. По докладу товарища министра народного просвещения М. Н. Муравьева 12 августа 1805 г. Александр I согласился на увольнение Пнина «с пожалованием следующего чина , с обращением третьей части жалованья в пенсион и с выдачей годового оклада единовременно». Однако Пнину так и не довелось воспользоваться пожалованными ему наградой и пенсионом: 17 сентября 1805 г. Иван Петрович скоропостижно скончался.
О личной жизни Ивана Пнина мало что известно. В 1803 г. у него родился сын Петр. Жена Пнина, по-видимому, умерла раньше своего мужа — она не присутствовала при его кончине. Пнин в последние свои годы жил в совершенном одиночестве: всего его имущество после смерти было передано в Дворянскую опеку . * * * * * В отличие от современных одописцев Пнин воспевал внутренний мир человека и его нравственное совершенство:
Иван Петрович Пнин