Иван Вишенский: выдающийся полемист-сатирик древней украинской литературы
Среди писателей древней украинской литературы величайшим полемистом конца XVI — начала XVII столетия был Иван Вишенский. К сожалению, биографических сведений об этом писателе-полемисте очень мало: лишь то, что был он человеком просвещенным, а в 30-35 лет постригся в монахи, стал монахом-аскетом, переселился в Грецию на Святую гору, на Афон. На Афоне И. Вишенский начал свою литературную деятельность как писатель-полемист, произведения которого пробуждали в народе антикатолическое и антифеодальное расположения духа. Наследство И. Вишенского — это шестнадцать известных современному литературоведению произведений, которые при жизни полемиста распространялись в рукописных списках. Известнейшие произведения И. Вишенского — это «Послание к епископам», «Послание их, в Лядскую землю живительную», «Послание к князю Острожскому», «Изобличение дьявола — светодержца» и прочие.
С первых своих литературных выступлений И. Вишенский подвергал критике общественный порядок, привычки и быт епископов и магнатов — а это уже критика феодализма в целом. Разоблачая современное ему общественное зло, он выступал против гнета и церковного, и социального, и национального.
«Послание к епископам» И. Вишенского написанное после Брестской унии и обращенное к тем представителям высшего духовенства, которые предали православную веру, стали врагами украинского народа, так как провозгласили унию.
В «Послании к епископам» И. Вишенский предъявляет обвинение и подвергает критике епископов за то, что они присваивали себе церковные доходы, вели несоответствующую их чину жизнь. Епископы, архимандриты имели многочисленные имения, крепостных, которые на них работали, т. е. их жизнь ничем не отличалось от господ светских.
Критикуя деятельность высшего духовенства, И. Вишенский разоблачает нарушение ими шести церковных заповедей. Епископы не только не накормили, не напоили, не упокоили путешественников, не одели голых и не помогли больным, а и наоборот, сами грабят бедных подвергнутых, накладывая на них непосильные налоги. А духовные владыки богатеют. Поэтому И. Вишенский высмеял и заклеймил крепостников в церковной одежде.
Сатира полемиста образная и весомая, с соблюдением народного юмора, его разоблачительной силы. И. Вишенский напоминает епископам, кем и чем они были раньше и кем и чем они стали, получив духовный сан, став на службу к Папе Римскому и польскому королю.
Иван Вишенский — немного загадочная и необыкновенная личность в литературе, не смотря на то, что такие скупые сведения о нем сохранились. Он в своих произведениях разграничил такие вещи как веру, Церковь Божью и церковные храмы и служителей. Он выступал против тех, кто взял на себя толкование Слова Божьего как единственно правильного, кто судил людей и осуждал их поступки вопреки Божьим уставам.
Мне очень близки переживания и временами негодования по поводу многих проблем, связанных с верой, что прослеживаются в произведениях Вишенского. Почему? Потому, что я иногда наблюдаю нынешние процессы, в которых писал Вишенский еще в те времена. К примеру, тебе в некоторых соборах выполнят любой обряд: крещение, венчание, поминки, только бы… Только бы были деньги. И никого из священников не интересует, верят ли эти люди в Бога, или это лишь дань моде. Наверное, это еще связано с тем, что меня крестили в церкви, когда я была уже большой девочкой. Отец Виктор с церкви Иоанна Богослова звал меня на беседу несколько раз, мы говорили о вере, о Боге, об отношениях между людьми, о живом проявлении Божьего отношения к человеку, о добре и милосердии, о хороших и плохих поступках, о раскаянии и еще многом другом. И только после того был осуществлен обряд крещения. Наша семья тогда совсем не имела денег заплатить за это. И отец Виктор объяснил, что это, во-первых, не плата за обряд, а пожертвования на восстановление храма, а, во-вторых, когда нет денег, — это не может быть препятствием для крещения. Если мои родители будут считать возможным когда-нибудь сделать это пожертвование, то они это сделают, а если нет, — то это их дело (ведь разные бывают в жизни обстоятельства).
Итак, в своем «Послании к епископам» писатель описал широкую сатирическую картину жизни светских господ и духовенства конца XVI — начала XVII столетия, решительно выступал на защиту человеческого достоинства православного крестьянина. Сатира И. Вишенского направлена против взяточничества высшего духовенства, торговли церковными должностями, нарушения основных заповедей. Писатель выступал против зла и неправды тех далеких времен.
План к сочинению.
I. И. Вишенский — выдающийся представитель полемической литературы. (И. Вишенский — величайший писатель-полемист XVI-XVII столетий, суровый изобличитель социальной несправедливости.)
II. Характеристика эпохи времен Ивана Вишенского.
1. Жизнь украинского народа под гнетом литовских и польских феодалов. Постоянная борьба трудящегося люда за свою независимость с татаро-турецкими захватчиками, с литовскими и польскими поработителями. Усиление феодального национально-религиозного гнета во второй половине XVI столетия.
2. Люблянская (1569 г.) и Брестская (1596 г.) унии — духовное порабощение наших предков. Борьба против католицизма побуждала к единству России, Украины, Белоруссии. Возникновение братств — общественных организаций, которые объединяли православных мещан, которые оказывали сопротивление католицизму.
3. Общественно-политическое и национально-культурное значение деятельности братств в Украине. Организация типографий, школ, созидание библиотек, борьба против церковной унии. Деятельность И. Федорова в области книгопечатанья. Деятельность Киево-Могилянской коллегии в области образования.
4. Биографические сведения об И. Вишенском. Биографических сведений почти не сохранилось. Родился около 1550 года в городке Судебная Вишня, в Львовской области. В молодые годы жил в Луцке. В 30-35 лет постригся в монахи и поселился на Афоне в Греции, где пробыл больше сорока лет в разных монастырях. Его послание в Украину — образец полемических произведений.
5. Борьба И. Вишенского против политики униатов. И. Вишенский — сильная личность, просвещенный человек своего время, гуманист и демократ, который стремился к духовной и социальной свободе народа.) Известно 16 произведений писателя-полемиста, в которых он защищает права угнетенного народа, разоблачает в морально-этическом плане католическое духовенство, Папу Римского.
ІІІ. Значение полемических произведений И. Вишенского. Полемическая литература — это религиозно-политические трактаты об изобличении насильнической власти католицизма в Украине, начатого Брестской унией (1596 г.). В форме религиозных споров обсуждались общественно-политические и культурно-исторические проблемы, важные для украинского народа.
Само такое отношение к вере меня поразило и глубоко запало в душу. Поэтому так близки мне произведения Ивана Вишенского. Ведь вера — это не товар, который можно купить и таким образом «забронировать» себе место в райских садах. Вера, как я себе ее представляю, — это тяжелый путь борьбы с самим собой, с тем нехорошим, что иногда просыпается где-то в глубине души и толкает на нехорошие поступки.
Против лицемерия в вере написал свои произведения Иван Вишенский, когда человек лицемерит перед Богом и людьми: и посту придерживается, и молитвы читает, но в поступках своих отнюдь не следует христианской морали. А эта проблема и сегодня остается острой.
Нет сейчас таких подвижников и защитников веры, каким был мало знакомый нам как человек, но широко известен как писатель Иван Вишенский. Есть чему поучиться современным защитникам веры и служителям этой веры, так как человек всегда стремился найти убежище своей душе, стремился словом веры привести порядок в свои смятения, словом Божьим исцелить и отыскать тропу, найти силы, чтобы выстоять в жизненных трудностях.
Иван Вишенский: выдающийся полемист-сатирик древней украинской литературы