Из одного металла льют
На первой полосе газеты представлен памятник «Антон Павлович Чехов в Томске глазами пьяного мужика, лежащего в канаве и не читавшего «Каштанку»» .
Он был открыт к 400-летию Томска 20 августа 2004 года на набережной реки Томи около ресторана «Славянский базар». Известно, что Чехову город не понравился — «скучный, нетрезвый». Поэтому скульптор представил, что томичи увидели Чехова пьяными глазами. Двухметровый бронзовый классик , взирающий на губернский город, изображен босиком — по легенде, писатель потерял здесь калошу.
У томичей уже есть примета: если потереть рукоятку зонтика и нос, обретешь удачу.
А теперь перенесемся в Ялту.
«Говорили, что на набережной появилось новое лицо: дама с собачкой».
Так начинается известный чеховский рассказ, в котором часть событий происходит в этом крымском городе.
Так можем теперь сказать и мы, поскольку бронзовая Дама со своим белым шпицем отныне обречена вечно прогуливаться по набережной этого города, останавливаясь обычно около концертного зала «Юбилейный».
Молодая дама в шляпке, с зонтиком в опущенной правой руке, стоит в задумчивости, рядом собачка. А чуть поодаль, прислонившись к парапету набережной, за Анной Сергеевной наблюдает, нет, не Гуров, а сам Антон Павлович Чехов.
Именно такая идея — установить в Ялте памятник Чехову и его героине — принадлежит организаторам Международного телекинофорума «Вместе» . Открытие памятника работы скульпторов Геннадия и Федора Паршиных состоялось 4 сентября 2004 года в рамках 5-го телекинофорума.
Возможно, появление памятника связано еще и с тем, что 2004 год был объявлен ЮНЕСКО годом Чехова. Было бы замечательно, если бы подобные идеи посетили чьи-либо творческие головы сейчас, в преддверии 150-летия со дня рождения писателя. К сожалению, у нас в стране не так много памятников героям классической русской литературы.
Хотя у того же Чехова немало героев, достойных увековечения в бронзе.
Однако некоторые факты позволяют верить, что ситуация может измениться к лучшему.
Так, например, я слышала, что в Таганроге уже появились мемориальные доски, посвященные Ионычу и Беликову: почитатели таланта Чехова вычислили, в каких домах могли бы жить эти герои.
А в Перми осенью 2006 года установили стелу в честь трех сестер, ставших, как считают местные краеведы, прототипами чеховских героинь. На стеле надпись: «Сестры Циммерман Оттилия, Маргарита, Эвелина. Учредительницы, педагоги первой частной школы Перми, по легенде — прототипы чеховских трех сестер». Импульсом к поиску тех, кто мог бы претендовать на роль прототипов, послужило небольшое замечание Чехова о том, что в его пьесе «действие происходит в провинциальном городе, вроде Перми» .
И пусть на стеле другие имена, а не Ольга, Маша и Ирина, кто знает, появился бы этот памятный знак или нет, если бы не пьеса Чехова. Так что эту стелу тоже можно отчасти считать памятником литературным героиням. Остается развить идею.
И тогда, спустя какое-то время, я смогу начать очередную заметку таким образом: «Недавно в Перми состоялось замечательное событие — открытие памятника трем сестрам, героиням одноименной драмы Чехова». И это будет констатация факта, а не фантазия увлеченного идеей филолога.
Валентина ШЕНКМАН
Из одного металла льют