Изложение: дуэль Лермонтова с Мартыновым
Если вопрос о причинах дуэли, то краткое изложение их таково: в работах некоторых исследователей поводом к дуэли названа ссора из-за Щербатовой. В действительности дело обстояло сложнее. Враги поэта заранее подготовили недоброжелательное отношение Баранта к Лермонтову, и малейшее столкновение между ними могло иметь опасные последствия. На одном из петербургских балов Барант высказался резко в отношении Лермонтова, и поэт ответил ему с достоинством, но тоже резко.
Тогда Барант заявил, что если бы он был в своем отечестве, то знал бы, как покончить дело. На это Лермонтов возразил, что «в России следуют правилам чести так же строго, как и везде, и мы меньше других позволяем оскорблять себя безнаказанно».
В феврале 1840 г. такие слова имели определенный политический смысл в связи с обострением дипломатических отношений между Россией и Францией. Словами этими обменялись не просто светские знакомые: один из поссорившихся был французский дипломат, а другой — русский офицер. В устах дипломата произнесенная Барантом фраза выглядела оскорбительно для русского офицера, и Лермонтов сдержанно, но решительно показал, что он не позволит оскорблять ни себя, ни в своем лице представителя русской армии.
Ответ Лермонтова сделал дуэль неизбежной, и 18 февраля она состоялась на Парголовской дороге.
Вернувшись на Кавказ, он получает разрешение коменданта остановиться для лечения в Пятигорске, и тут вокруг него стал сплетаться зловещий заговор, приведший к роковой дуэли. Были люди , которые понимали желание царя избавиться от опасного «вольнодумного» поэта и сами не любили его. Они-то и стали тайными подстрекателями убийцы. Конечно, очень многое в истории дуэли остается до сих пор неясным.
Но, несомненно одно: если бы правящая Россия дорожила своим гениальным поэтом, никакой дуэли 15 июля не произошло бы. Почему Мартынов, отставной офицер, бывший товарищ Лермонтова по юнкерской школе, вызвал поэта? Внешним поводом была незначительная ссора.
Лермонтов любил поддразнивать Мартынова, так как не терпел в людях никакой фальши и наигранности. В этих случаях остроумие его «делалось неисчерпаемым», а так как Мартынов был именно таким напыщенным, самодовольным позером, то Лермонтов частенько над ним подтрунивал.
Вот как описывает ссору, приведшую к дуэли, Эмилия Клингенберг : «13 июля собралось к нам несколько девиц и мужчин, и порешили не ехать в собрание, а провести вечер дома… Михаил Юрьевич дал слово не сердить меня больше, и мы, провальсировав, уселись мирно разговаривать. К нам присоединился Л. С. Пушкин, и принялись они вдвоем острить свой язык.
Несмотря на мои предостережения, удержать их было трудно. Ничего злого они не говорили, но смешного много; но вот увидели Мартынова, разговаривающего очень любезно с младшей сестрой моей Надеждой, стоя у рояля, на котором играл князь Трубецкой. Не выдержал Лермонтов и начал острить на его счет, называя его «горец с большим кинжалом» . Надо же было так случиться, что, когда Трубецкой ударил последний аккорд, слово «кинжал» раздалось по всей зале. Мартынов побледнел, закусил губы, глаза его сверкнули гневом; он подошел к нам и голосом весьма сдержанным сказал Лермонтову: «Сколько раз просил я вас оставить свои шутки при дамах»,- и так быстро отвернулся и пошел прочь, что не дал и опомниться Лермонтову, а на мое замечание: «язык мой враг мой»- Михаил Юрьевич отвечал спокойно: «Это ничего, мы будем добрыми друзьями».
Танцы продолжались, и я думала, что тем кончилась вся ссора. После уже рассказывали мне, что, когда выходили от нас, то в передней же Мартынов повторил свою фразу, на что Лермонтов спросил: «Что ж, на дуэль что ли вызовешь меня за это?» Мартынов ответил решительно «да», и тут же назначили день».
Конечно, Лермонтов, не испытывавший никакой злобы, не собирался стрелять в Мартынова, о чем сказал секунданту. И, казалось бы, как просто было убедить Мартынова в преступности и недопустимости дуэли против Лермонтова. Но почему-то Мартынов не шел ни на какие уговоры. И 15 июля у подножия Машука противники встретились.
Условия дуэли были тяжелыми: стрелялись на расстоянии десяти шагов; в случае промаха должны были стреляться вторично. Кажется невероятным, что из-за пустячной ссоры Мартынов требовал дуэли на таких жестких условиях. Но это было так, и поединок состоялся.
Вот как рассказывает о дуэли очевидец ее, секундант Лермонтова князь Васильчиков: «Когда мы выехали на гору Машук и выбрали место по тропинке, ведущей в колонию , темная, громовая туча поднималась из-за соседней горы Бештау… Зарядили пистолеты. Глебов подал один Мартынову, я другой Лермонтову, и скомандовали: «Сходись!»
Лермонтов остался неподвижен и, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх, заслоняясь рукой и локтем по всем правилам опытного дуалиста. В эту минуту, и в последний раз, я взглянул на него и никогда не забуду того спокойного, почти веселого выражения, которое играло на лице поэта перед дулом пистолета, уже направленного на него. Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру и выстрелил. Лермонтов упал, как будто его скосило на месте, не сделав движения ни взад, ни вперед, не успев захватить даже больное место, как это обыкновенно делают люди раненые или ушибленные.
Мы подбежали. В правом боку дымилась рана, в левом — сочилась кровь, пуля пробила сердце и легкое… Черкая туча, медленно поднимавшаяся на горизонте, разразилась страшной грозой, и перекаты грома пели вечную память новопреставленному рабу Михаилу».
Даже из этого скупого свидетельства, написанного сдержанно, без открытого проявления чувства, возникает чудовищная картина. Мартынов видел, что Лермонтов не будет в него стрелять, и все-таки поднял руку на поэта. Вспоминаются строчки Лермонтова:
Его убийца хладнокровно Навел удар. Спасенья нет. Пустое сердце бьется ровно, В руке не дрогнул пистолет.
Рассказывают, что Николай I сообщил членам своей семьи о гибели Лермонтова в словах, обнажающих его ненависть к поэту: «Получено известие, что Лермонтов убит на поединке — собаке — собачья смерть!» Но вся мыслящая Россия была поражена и возмущена этим убийством.
Современники видели в дуэли Лермонтова с Мартыновым повторение такого же гнусного убийства, какое произошло в январе 1837 года на Черной речке. Судьба двух великих поэтов, «восставших против мнений света», оказалась одинаковой. В. высшем свете не оплакивали Лермонтова, убийца его почти не был наказан. И даже после смерти поэта память о нем омрачалась клеветой, слухами о том, что у него был «несносный характер», приведший к роковой развязке.
Но в сердце простого народа М. Ю. Лермонтов вошел прочно и навсегда как жертва несправедливости, как народный заступник, как автор любимых стихов и песен. Рассказывают, что когда слуги Лермонтова в Пятигорске узнали о его смерти, они были неутешны и рыдали как дети. В -1873 г. в одном журнале появилась заметка о старом дядьке Лермонтова Андрее Ивановиче Соколове.
Он свято хранил все, что было связано для него с именем Михаила Юрьевича.
Ослепший, старый, этот верный слуга Лермонтова по нескольку раз в день снимал со стены портрет поэта, писанный маслом, и водил руками по полотну, так как видеть изображения уже не мог. Для нас Лермонтов — гордость и слава русской поэзии. Сбылись сказанные в 1841-м году Белинским пророческие слова: «Имя его в литературе сделается народным именем, и гармонические звуки его поэзии будут слышимы в повседневном разговоре толпы, между толками ее о житейских заботах».
Изложение: дуэль Лермонтова с Мартыновым