Изложение — Мастера Вятки
Сейчас Дымковская слобода, расположившаяся на правом берегу Вятки, знаменита своими игрушками. Исстари в ней селились печники и игрушечники — мастера по изготовлению глиняных свистулек. В местном празднике «Свистульке» народное предание видит корни возникновения здесь глиняного промысла.
Скорее всего, (‘Свистунья» когда-то давно была праздником вятичей, по весне встречавших бога солнца Ярилу свистом глиняных дудок. Есть и другое объяснение. Однажды к Хлынову, как называлась тогда Вятка, подошли враги; грозя жителям неминуемой гибелью. Тогда вятичи решили спасти город хитростью: они дали каждому поселянину по глиняной свистульке, и ночью, подкравшись к врагам, разом принялись дудеть. Переполошившиеся кочевники решили, что их окружают подоспевшие союзники Хлынова, и в страхе бежали. С тех пор и отмечают этот особенный праздник. В своих изделиях дымковские мастерицы изображают нянек с детьми, водоносок, домашних зверей и птиц и, конечно, молодых людей, скоморохов, барынь.
Дымковскую игрушку отличает отсутствие незаметных переходов, полутонов, наоборот, она знаменита своей кричащей яркостью, бьющей через край полнотой ощущения радости жизни. Дымковка — это всегда добрая улыбка. Серому волку любая мастерица предпочтет доброго барана, если она будет лепить собаку, то безобидную дворнягу. Красавица-водоноска будет добра и торжественна, всадник забавен в своем величии, а пара, катающаяся в лодке, вызовет неудержимое веселье.
Так и кажется, глядя на игрушки, что мастерица, создавая их, тихо посмеивалась. Одиночество не пара дымковской игрушке, она хороша в близком соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке.
Художник и археолог Аполлинарий Васнецов удачно сравнил дымковскую игрушку с античной скульптурой — терракотой Херсо-неса и Древней Греции. Величайшим праздником в многовековой жизни игрушек была грандиозная московская выставка, прошедшая осенью 1965 года в Манеже. Это был праздник детей, кукол и игрушек. И среди этого великолепия куклы вятских мастериц не только не затерялись, но привлекали внимание живописностью и своеобразием. Расскажите об одном из известных вам народных промыслов.
Я расскажу о бисероплетении, так как сама занимаюсь им. В 1670-1680 годах в Измайлове была организована мастерская по изготовлению бисера — первая попытка наладить в России массовое производство. Но она была неудачной. Следующие попытки также не дали положительных результатов. Пока в 1883 году в Одессе не открылась стеклярусная фабрика Я. Б. Ронигера.
Бисер и стеклярус широко использовались для отделки интерьеров, а также в светском и церковном шитье. Издревле жемчугом украшалась церковная утварь. Чтобы представить сложность и трудоемкость жемчужного шитья, можно назвать количество используемых в работе зерен. Например, фелонь митрополита Платона, изготовленная петербургской белошвейкой Дарьей Лихновской, была украшена рельефным орнаментом из скрещивающихся ветвей, набранных из ста пятидесяти тысяч жемчужин различного диаметра.
Веком бисера в России можно считать период с середины ХУШ века до 50-х годов ХГХ столетия. Бисером оформляли интерьеры дворцовых залов, различные предметы, народные костюмы. На рубеже XIX — XX веков бисер использовали для отделки женской городской одежды. Крупнейшими коллекциями изделий из бисера располагают Государственный Исторический музей, Эрмитаж. В последнее время заметно некоторое оживление старинного промысла.
Изложение — Мастера Вятки