Изложение романа фон дер Грюна «Местами гололед»
В романе фон дер Грюна «Местами гололед» ( 1973) критика социального угнетения рабочих на современном капиталистическом предприятии перерастает в критику политического режима. Шофер и автомеханик Карл Майвальд, немолодой человек, рабочий с немалым стажем, живет в относительном достатке, приобретенном многолетним трудом. Однажды он обнаруживает, что в переговорное устройство на диспетчерском пункте вмонтированы микрофоны для подслушивания разговоров рабочих между собой. Это вызывает у него горячее возмущение, и он восстает против подобного унижения человеческого достоинства рабочих. С помощью друга Карл похищает из конторы папки с записями подслушанных разговоров и публично, во время устроенного для рабочих рождественского праздника, предъявляет дирекции свои обвинения.
Майвальда увольняют, против него возбуждено судебное дело, фирма грозит увольнением и другим рабочим, если Майвальд не вернет похищенные документы. Рабочие отвечают на эту угрозу забастовкой, противники таких действий оказываются в меньшинстве. Майвальда восстанавливают на работе, но он не складывает оружия. Он пытается добиться широкого выступления профсоюзной прессы, чтобы предупредить о подобной опасности и рабочих других предприятий. Профсоюзные руководители, однако, не хотят ссориться с хозяевами. Майвальду удается найти действенную поддержку только у коммуниста Роггензака, помогающего ему отпечатать и распространить листовки с информацией и оценкой случившегося.
Роггензак — один из немногих образов коммунистов в творчестве Макса фон дер Грюна. По тому, как скупо он обрисован, видно, что писатель знает коммунистов не очень хорошо. В романе «Светляки и пламя» о КПГ еще и не упоминалось. Но герой романа «Местами гололед» именно у коммуниста находит подлинное понимание и помощь. Это — свидетельство честных поисков правды жизни. В первые послевоенные годы в литературе ФРГ не было писателей, руководствовавшихся принципами социалистического реализма. Те, кто опирался на эти принципы, обосновались после войны не в ФРГ, а в ГДР. Но за десятилетия существования страны в ней выросли новые поколения литераторов и, естественно, начало формироваться искусство социалистической ориентации. Творчество писателей «Группы 61″, и прежде всего Макса фон дер Грюна, вносит свой вклад в становление этого искусства».
Изложение романа фон дер Грюна «Местами гололед»