Изложение сюжета рассказа В. Астафьева «Людочка»
Рецензия на рассказ В. Астафьева «Людочка» Каждый писатель в своих произведениях пытается отразить жизнь того времени, в котором он живет. Великие писатели никогда не приукрашивают жизнь, описанную ими в своих произведениях. Так в рассказе Виктора Астафьева «Людочка» описана жестокая реальность жизни. Рассказ «Людочка» В. Астафьев написал в 1989 году. Но это произведение очень актуально и сейчас, в наше время, спустя десять лет. В этом рассказе Астафьев описал жизнь одной девушки, приехавшей в большой город из деревни. Эту девушку зовут Людочка. Так называется и рассказ Астафьева.
Из самого названия рассказа («Людочка») видно, что в нем написано о хорошей хрупкой девушке. Людочка все свое детство провела в деревне, со своими родителями: отцом и матерью, а после смерти отца — с отчимом. Ее отчим «никак не относился к Людочке: ни хорошо, ни плохо». Людочка в деревне росла «как вялая примороженная трава». Когда Людочка приехала из деревни в город, она сразу же устроилась работать в парикмахерскую. С работы ей приходилось возвращаться домой через городской парк отдыха ВПВРЗ. Автор рассказа сравнивает этот парк со всей Россией: «Парк… выглядел словно бы после бомбежки или нашествия неустрашимой вражеской конницы». В этом парке «с годами разрослось всякое дурнолесье и дурнотравие». Виктор Астафьев с иронией называл парк «роскошным местом», потому что он был «ближней природой» в городе, но так как «человеку без природы существовать невозможно», то в парке ВПВРЗ все отдыхали и все им любовались. Парк ВПВРЗ был похож на «загон», а люди, проводившие в нем время — на «животных». У этих людей (если, конечно, их можно так назвать) все было не по-человечески. Они никогда не жили разумной человеческой жизнью.
У них все проходило на уровне инстинктов. Характер Людочки раскрывается во многих эпизодах рассказа. Например, в эпизоде с умирающим человеком, когда все от него отошли дона лишь Людочка его пожалела. А после его смерти все только делали вид, что им его жалко, все кроме Людочки. В эпизоде, когда в парикмахерской к ней начал приставать Артемка-мыло, она его порезала ножницами, после чего Артемка-мыло больше никогда ее не трогал и всем своим друзьям сказал, чтобы ее не трогали. Кроме Людочки, в рассказе Виктора Астафьева есть и другие герои: мать Людочки, ее отчим, Стрекач, Артемка-мыло и другие. Когда Людочка уже не могла переносить жизнь в городе среди ВПВРЗэшников, она приехала на время в свою родную деревню, к своей матери. Мать Людочки, рассказывая ей только о своей жизни, даже не поинтересовалась жизнью своей дочери. Поэтому Людочка ей и не рассказала, что ей пришлось пережить в городе, так как посчитала, что ее матери нет никакого дела до нее. Мать Людочки была не таким человеком, которого описывал М. Горький в начале XX века в своем романе «Мать».
В его произведении мать шла на все ради своего сына, а в конце XX века, в рассказе В. Астафьева «Людочка» матери нет никакого дела до своей дочери. Все оставили Людочку «… теперь и самой ей предстояло до конца испить чашу одиночества, отверженности, лукавого людского сочувствия…» Об отчиме Людочки никто много и не знает, даже сам автор. Ему не известна ни его фамилия, ни его имя. Он «никак не относился к Людочке: ни хорошо, ни плохо». Но именно он отомстил Стрекачу за Людочку. А Стрекач — это такой же обитатель парка ВПВРЗ, как и все остальные, только его отличие от остальных — это то, что многие обитатели городского парка считали его своим главарем. Для Стрекача, так же как и для других ВПВРЗэшников не существовало никаких рамок, в нем полностью отсутствовало что-либо человеческое.
После его смерти «угнетенные, ограбленные, царапанные… обитатели железнодорожного поселка вздохнут теперь освобождено, и будут жить теперь более или менее ладно до пришествия нового Стрекача, ими же порожденного и взращенного». Когда Стрекач насиловал Людочку никто даже не отозвался на крики (Людочки) о помощи. Даже находящийся в это время рядом Артемка-мыло ничего не стал предпринимать для спасения чести Людочки. Кульминационным эпизодом рассказа является самоубийство (через повешение) Людочки.
Она повесилась не от плохой жизни в городском парке ВПВРЗ, а из-за того, от нее все отвернулись, даже ее собственная мать. Все ее оставили в одиночестве. Она не была никому нужна. В таких условиях жизни, в таком одиночестве человек может только или стать таким же существом, как эти «звери» из парка ВПВРЗ, или, не выдержав этой жизни, уйти из нее путем самоубийства. Ведь и Артемка-мыло, и Стрекач, и другие, подобные им отбросы общества — это люди, которых все отвергли, которые остались одни. Всех их сделало такими общество в котором они жили. Им оставалось только стать «животными», чтобы продолжать свое существование. Людочка перед смертью говорит: «Никто ни про что не спрашивал меня — никому до меня нет дела. А душа? Да кому она нужна, та простенькая, в простенькой, в обыкновенной плоти ютившаяся душа». Рассказ «Людочка» очень актуален и в наши дни. В наше тяжелое время деморализованное общество продолжает деградировать. И в наши дни существуют такие люди, как Людочка, от которых все отрекаются, даже родные и друзья (в следствие чего они не могут прожить в полном одиночестве и им остается только наложить на себя руки). Все чаще встречаются такие отбросы общества, как Артемка-мыло и Стрекач, которых такими сделало общество.
Написав этот рассказ, Виктор Астафьев описал жизнь не только московского парка ВПВРЗ, но и жизнь всей России. Ведь общество деградирует не только в Москве, а во всей России. Своим рассказом автор хотел показать, что может произойти с человеком, когда он остается один (из людей). Такое может произойти не только с героиней этого рассказа, но и с любым другим человеком. Рассказ «Людочка» написан доступным понятным языком. В произведении автор использовал много сравнений, причем в основном для деморализованного общества: центральный городской парк ВПВРЗ — загон, зверинец; люди — животные, стадо, звери.
Изложение сюжета рассказа В. Астафьева «Людочка»