• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Сочинения на свободную тему > Измаил и Бородино славные этапы жизни народа-патриота (по лирике Лермонтова и Пушкина)

 

Измаил и Бородино славные этапы жизни народа-патриота (по лирике Лермонтова и Пушкина)

Русский солдат. Героизм и самоотвержение русских солдат делало их богатырями, похожими на тех богатырей, которых народ воспел в былинах. Пушкин и называет солдата, героя Измаила и Отечественной войны, богатырем. И важно понять, что слово это, извлеченное из былин, является чисто народным определением не только физических (сила), но, прежде всего нравственных достоинств человека (храбрость, смелость, выносливость).

Лермонтов хорошо знал своих предшественников. Еще в стихотворении «Поле Бородина», как уже говорилось, он опирался на опыт Давыдова и Батюшкова. В 1836 году он с особым вниманием перечитывал Пушкина и его стихотворения «Клеветникам России» и «Бородинскую годовщину». В. «Бородине» Лермонтов развивает концепцию о народе-победителе в Отечественной войне. Совпадение с позицией Пушкина не случайность, но закономерность — в движении к народности по пути, проложенному Пушкиным, Лермонтов все чаще начинает разделять пушкинские взгляды на крупнейшие события русской истории. Следуя своему принципу — подчеркивать в новых произведениях связь с Пушкиным (так делалось в «Маскараде», «Тамбовской казначейше», а в последующем — в «Мцыри», «Герое нашего времени», во многих лирических стихотворениях), Лермонтов и в стихотворении «Бородино» не отказывается от него. Стихотворение не только развивало идею учителя о народном характере Отечественной войны, оно насыщено было пушкинскими реминисценциями.

При описании Бородинского боя Лермонтов ориентируется на картину Полтавского сражения, созданную Пушкиным в «Полтаве».

Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!.. Земля тряслась — как наши груди, Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой… Вспомним пушкинское изображение Полтавского боя: В огне, под градом раскаленным, Стеной живою отраженным, Над падшим строем свежий строй Штыки смыкает. Тяжкой тучей Отряды конницы летучей, Браздами, саблями звуча, Сшибаясь, рубятся сплеча. Бросая груды тел на груду, Шары чугунные повсюду Меж ними прыгают, разят, Прах роют и в крови шипят, Швед, русский — колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть и ад со всех сторон.

Как всегда, Лермонтов включает в свой текст и переделанный стих Пушкина. В «Бородине» написано: «Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи…» У Пушкина читаем: «Тяжкой тучей Отряды конницы летучей…»

Но самая главная связь «Бородина» со стихотворением Пушкина об Отечественной войне выражена в конкретных образах народной войны. Я уже указывал, что Пушкин вводит образ «русский штык». Лермонтов следует за Пушкиным, передавая народный характер войны через тот же образ. «Русские штыки» — в центре стихотворения. Накануне боя: «Кто кивер чистил весь избитый, кто штык точил…» Но вот начался бой — наряду с конницей, артиллерией вступила в сражение пехота:

Рука бойцов колоть устала, Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый. Наш рукопашный бой!..

В этом ряду стоит и открытое использование пушкинского определения героического, совершающего подвиги русского солдата — богатырь. Лермонтов дважды использует это определение героев Бородина: «Могучее, лихое племя: богатыри…» И это не простая ссылка на Пушкина, это согласие с народным определением нравственных достоинств человека. Тем более что определение исходит от солдата-рассказчика… Отсюда и особый смысл приобретает противопоставление богатырей эпохи Бородина современному поколению: «Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы!». Но связь с Пушкиным осуществлялась на прочном фундаменте пушкинской народности, которую интенсивно осваивал Лермонтов. Эта народность наиболее отчетливо и наглядно проявлялась в создании образа рассказчика — рядового солдата. И дело сводилось не только в введении в литературу принципиально нового повествователя о Бородинском сражении, но прежде всего в том, что поэт сумел смотреть на великое событие Отечественной войны глазами народа.



Измаил и Бородино славные этапы жизни народа-патриота (по лирике Лермонтова и Пушкина)

Другие сочинения по теме:

  1. Краткое содержание стихотворения Лермонтова «Бородино» Стихотворение начинается со строфы от лица рассказчика, затем следуют воспоминания его дяди. Племянник спрашивает у своего дяди о сражении у...
  2. Тема. М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино» Цель: · выявить художественную идею стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино», проявляющуюся в изображении поведения, душевного состояния, отношения к происходящему мужественных...
  3. Поэма Лермонтова «Измаил-Бей» Тяготение Лермонтова к Кавказу не ослабевало. В незаконченном произведении, написанном ритмической прозой, автор восторженно говорит: «Синие горы Кавказа, приветствую вас!...
  4. Анализ поэмы Лермонтова «Измаил-Бей» Как художественное целое, поэма «Измаил-Бей» отличается очень высокими красотами языка и образов, искусным построением фабулы. Помимо главного мотива — борьбы...
  5. Этапы жизни и творчества И. А. Бунина Бунин И. А Этапы жизни и творчества И. А. Бунина «Русским классиком рубежа двух столетий» назвал Бунина К. Федин. Бунин был крупнейшим мастером...
  6. Как писать сочинение-рецензию по лирике Пушкина Рецензия (лат. оценка), это отзыв, критическая оценка художественного, научного, публицистического произведения. Оценка своей собственной творческой работы (авторецензия) помогает увидеть ее...
  7. Мотив «цепей», «душных стен» в лирике Пушкина Ярким их выражением является стихотворение «Демон» (1823), рисующее красноречивый образ «злобного гения», который, по словам поэта, стал «тайно навещать» его...
  8. Характеристика сходства и различия между творчеством Пушкина и Лермонтова Лермонтов не только «соизмеряется» с Пушкиным и но только ищет опоры в нем. Наряду с чертами общности выступает и контраст....
  9. Хроники из жизни Пушкина В плане национальном Пушкин — первый русский поэт-европеец. Благодаря его поэзии русская культура стала одной из составных частей культуры европейской...
  10. Образ жизни народа и образ жизни дворянства в романе «Капитанская дочка» Вспомним, как живут старики Гриневы и пошлый, недалекий губернатор Оренбурга, как, например, изображается военный совет в Оренбурге. Заседание это нарисовано...
  11. Сходство и различие творчества Пушкина и Лермонтова Характеристика огромных различий, существующих между творчеством Пушкина и творчеством Лермонтова, — различий в круге идей и эмоций, различий в конкретных...
  12. Тема любви и дружбы в лирике Пушкина Богат и разнообразен Тема любви и дружбы в лирике ПушкинаБогат и разнообразен мир лирики Пушкина. Немаловажную роль в его творчестве занимает тема любви...
  13. Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова Герой зрелой лирики Лермонтова жаждет объять всю вселенную и заключить ее в своей груди, он хочет обрести единство с природой,...
  14. «Высокий жребий» русского народа отраженный в творчестве Пушкина Как подлинно великий художник-реалист, Пушкин отразил в своих произведениях существенные стороны действительности той исторической эпохи, современником которой он был. Пушкин...
  15. История отношения Лермонтова к творчеству Пушкина В Москве, в Благородном пансионе и университете, формировался поэтический дар юного Лермонтова. Среди любимых поэтов первое место занимал Пушкин. Мальчик...
  16. Лирика Пушкина О лирике Пушкина говорить Лирика Пушкина О лирике Пушкина говорить и трудно и легко. Трудно, потому что это разносторонний поэт. Легко, потому что это...
  17. Литературный анализ поэзий по лирике Лермонтова Михаил Юрьевич Лермонтов — самобытный, яркий, талантливый поэт, сумевший оставить заметный след в русской классической литературе. Его поэзия многогранна и...
  18. Черты образа Демона у Пушкина и Лермонтова Многие черты образа Демона у Пушкина и Лермонтова сходны. Это, видимо, чувствовал и сам Лермонтов; он даже преднамеренно, формально связал...
  19. Мотивы личные и земные в лирике Лермонтова Лермонтовский герой готов броситься «из битвы» навстречу звукам, несмотря на то, что их «значенье темно иль ничтожно» (Есть речи —...
  20. Из истории жизни Пушкина, облик Пушкина в живописи С начала 80-х годов прошлого века сюжет дуэли, события, ей предшествовавших и последовавших за ней, становились предметом интереса живописцев. Одним...
« Верлибр в жанре эпитафии
Последний поэт из серебряного века (Творчество Георгия Иванова) »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения