. Изменения в развитии ребенка при переходе от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту
«Семь раз отмерь, один раз отрежь». Когда мы хотим начать новое дело в своей жизни, то все тщательно продумываем: оцениваем свои знания и возможности, пытаемся предсказать результат. Мы ответственно подходим к своему новому проекту и боимся попасть в беду, подвести своих родных, коллег или знакомых. Я думаю что ни одно серьезное и ответственное дело не начинается Вами, уважаемые взрослые, только потому, что так делают все.
То есть за компанию. Поступление любимого дитя в школу — это тоже большая ответственность родителей перед собственным ребенком. Ведь на кон ставится здоровье и развитие ребенка, его жизнь на ближайшие 11 лет. И в этот момент очень хорошо подойдет правило :»Не навреди».
Вот почему очень важно понять, в каком возрасте легче и комфортней всего будет Вашему ребенку идти в школу. Поступление ребенка в школу совпадает с началом нового возрастного периода в жизни ребенка — периода младшего школьного возраста. Перешагивая на новую ступень своей жизни, каждый человек обязательно переживает определенный кризисный этап. Все научные исследования и методические прогрраммы в области современной педагогики строятся на основе положений великого психолога Л. С. Выготского и его последователей Л. И. Божович и Д. Б. Эльконина. Но мы не будем сегодня подробно разбирать все жизненные этапы, а поговорим только о изменениях в развитии ребенка при переходе от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту и о кризисе 7 лет.
Каждый новый этап в развитии похож на новый виток спирали. Новые знания, умения и навыки базируются на основе старых знаний умений и навыков. Вот и начнем с базы, а именно со старшего дошкольного периода . В это время ребенок воспринимает мир через эмоции и чувства.
Это может выражаться в быстрой смене настроения. Дети непосредственны в общении, не умеют лукавить и врать. Часто говоря, то что думают или слышат от взрослых, копируют в игре и в общении поведение родителей, знакомых, литературных героев и т. д. Все жизненные навыки ребенок вбирает через сюжетно — ролевую игру. Это основная деятельность дошкольника. Она необходима ребенку, как еда, сон, воздух.
Только если в дошкольном возрасте ребенок достаточно наиграется, он сможет вовремя перейти к новой учебной деятельности. Это естественный процесс, заложенный самой природой. Именно в этом возрасте очень хорошо развивается память.
Все знания усваиваются дошкольником с опорой на конкретные ситуации. Нужно также отметить, что ребенок дошкольного возраста имеет еще неадекватно завышенную самооценку. Он не умеет критически оценивать свое поведение, переживать за свои плохие поступки.
И вот вы все чаще и чаще начинаете замечать, что ваш ребенок как-то изменился. Причем изменения произошли не только во внешности, но и в поведении. Старайтесь внимательно наблюдать за ребенком и фиксировать для себя эти перемены: За короткий период ребенок очень сильно и быстро вырастает.
Молочные зубы начинают постепенно заменяться постоянными. Падает работоспособность. У маленького человека начинает появляется свой внутренний мир: ребенок уже не всегда делиться с вами всеми своими переживаниями, открытиями, появляются первые неумелые попытки утаить что-то от родителей, слукавить. Прежде послушный и спокойный ребенок вдруг становить манерным, вертлявым. В общественных местах и среди незнакомых людей он начинает паясничать или капризничать.
В этот момент, вам кажется, что он делает это специально, пытается вас разозлить. В этот период можно заметить, что ребенок начинает чаще обычного спорить с вами, старается делать все наоборот. И все чаще и чаще вы говорите: «Он стал неуправляемым.
Я не могу справиться с ним». Между вами появляется некая натянутость в отношениях. Если постепенно вы стали замечать у ребенка появление тех или иных перемен, описанных выше, то вы должны понять, что ваш ребенок вступил в новый переходный период своего развития. Психологи называют его «кризисом потери непосредственности» или «кризисом 7 лет».
Сразу хочу отметить, что переход от дошкольного к младшему школьному возрасту может начаться и раньше семи лет, и позже. Все зависит от условий жизни и развития ребенка в более ранние периоды. Сразу спешу вас успокоить. Такое не совсем адекватное поведение закончится через год, полтора. Ваш ребенок взрослеет, поэтому взрослый тоже должен взрослеть вместе с ним.
Начинайте вести с ребенком не как с дошкольником, а как с человеком, который хочет стать школьником. В повседневной жизни давайте ребенку больше самостоятельности, но ограниченной. Это значит, что вы разрешаете уже больше, но еще не все. Демократия не должна обернуться анархией. Объясните ребенку смысл пословицы: «Любишь кататься, люби и саночки возить».
Договоритесь о том, что увеличение количества прав, увеличивает и количество обязанностей и уровень ответственности ребенка за свои поступки. С другой стороны, сейчас, как никогда, вашему ребенку нужна поддержка и понимание взрослого. Старайтесь меньше применять авторитарные способы наказания :»Встань в угол», «Нет, и все. Я так решила. » ,»Ты должен делать так, как я сказала»…
Знакомые формы общения, не правда ли? Попробуйте обсудить с ребенком дома его плохое поведение в магазине. Пусть он выслушает, ваши доводы.
Дайте ему возможность оправдать свое поведение. Задайте ему вопрос: «А как ты считаешь, ты хорошо вел себя в магазине? Почему ты так думаешь?»А как надо было себя вести?» «Попробуй нарисовать свои правила поведения.» Новая модель поведения родителей поможет легче пережить ребенку кризис, стать более спокойным, почувствовать защищеннось. С чем же связаны такие перемены в поведении ребенка, и какие новые черты младшего школьного возраста должны образоваться? Итак, вернемся к игре дошкольника.
Именно сюжетно — ролевые игры в семью, больницу, школу, гонки, сражения и т. п., подражание поведению литературных героев является фундаментом для развития новой формы познания и общения — воображения. Используя вообрадение, ребенок начинает не только задавать вопросы, но и находить на них ответы, используя рассуждения. Доктор психологических наук Л. Ф. Обухова так описывает свои даблюдения «маленьких философов»:
. Изменения в развитии ребенка при переходе от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту