Изображение эпохи сквозь призму тургеневского восприятия
Социальный конфликт эпохи показал в трагическом освещении, в интерпретации романа автор не отступает от понимания существа трагической коллизии как противоборства двух социально исторических сил, одновременно являющихся и победившими и побежденными. Такая трактовка у Тургенева далеко не случайна. Связанная с эстетическими взглядами Шеллинга и Гегеля на сущность античной трагедии, она в какой-то мере выражает утопические мечты Тургенева о классовом мире в условиях, исключавших возможность любого духовного союза менаду революционерами-демократами и либералами.
В то же время такой подход к осмыслению основного конфликта эпохи дал возможность Тургеневу подняться над борющимися партиями и с беспристрастием и объективностью, показать как силу, так и реальную слабость борющихся сторон. Собрав образ Базарова, писатель думал о возможных драматических последствиях пренебрежительного отношении к культуре в современной ему России. Титаническая личность Базарова была симпатична Тургеневу потому, что своей трагической судьбой она искупала односторонности и крайности нигилистического подхода к явлениям культуры. В наши дни, когда нигилистические веяния становятся типичными для молодежного движения Запада, когда проблемы охраны культурных ценностей приобретают жгуче злободневный смысл и у нас, и за рубежом, роман Тургенева «Отцы и дети» может быть прочитан по-новому. Базаров возвышается, но не за счет внутренней энергии своей трагически противоречивой личности, а за счет принижения «отцов», с которыми литературоведы, методисты и педагоги обходятся, как правило, не слитком вежливо и почтительно.
Мы как-то забываем, что «отцы» у Тургенева при всей их либеральной ограниченности тоже являются носителями определенных жизненных ценностей, несправедливо и опрометчиво попираемых «детьми». Базаров только на первый взгляд представляется личностью цельной и монолитной, лишенной глубоких внутренних противоречий.
Дело в том, что герой владеет удивительным искусством самообладании, и Тургенев, пер вый логике базаровского характера, лини, осторожными и тонкими намеками дает почувствовать читателю, что скрывается во внешним спокойствием и видимой невозмутимостью нигилиста-отрицателя. Важно, чтобы эти штрихи в обрисовке фигуры центрального героя романа не прошли мимо внимания учителя и учащихся. С развитием сюжета «Отцов и детей» герой меняется: постепенно углубляется его конфликт с миром и самим собой, пока перед лицом последнего, трагического испытания смертью не восторжествует в Базарове поэтическая сила его духа, которую на первых порах герой скрывал от окружающих и даже от самого себя. Освещение характера Евгения Базарова в диалектическом единстве сильных а слабых его сторон является, по нашему глубокому убеждению, назревшей потребностью современного прочтения тургеневского романа и наиболее соответствует сущности основного конфликта в нем. Проблема идейно культурных взаимоотношений в представлении Тургенева является двуединой: размежевание, отрицание, разрушение, преодоление наследия отцов всегда органично сочетается с использованием его в процессе преемственного развития национальной культуры.
Отрицание преемственности означало бы лишь одно: прекратилась бы связь с художественным наследием Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Белинского, Герцена и других литературно-общественных деятелей старшего поколения». Внутренняя противоречивость Базарова, придающая его личности особый трагический накал, особую мятежную красоту, может быть осмыслена лишь в контексте всего произведения, в сложных диалогических связях, существующих между его героями. Рушилась вера писателя не только в силу и прочность дружеских чувств, наступившая в стране революционная ситуации заставила его усомниться в святая святых убеждений а надежд. Автор мечтал о братском союзе всех свободолюбивых и просвещенных русских людей перед лицом общенационального врага — крепостного права. Накануне крестьянской реформы Тургенев надеялся па гармонический исход социальных конфликтов. Приняло считать, что семейный конфликт в романе Тургенева не играет существенной роли, так как речь здесь идет преимущественно о столкновении различных сил, революционеров-демократов с либералами.
Однако Тургенев назвал свой роман не «Две силы», например, а «Отцы и дети», и поэтому, думается, социальный конфликт не нужно противопоставлять в нем семейному, общечеловеческому. Напротив, кризис семейных основ до конца проясняет всю глубину социально-политического конфликта.
Изображение эпохи сквозь призму тургеневского восприятия