Изображение казацкого рыцарства в романе Пантелеймона Кулиша «Черная рада»
Изображение казацкого рыцарства и любви к Украине в романе Пантелеймона Кулиша «Черная рада». При изучении украинской литературы XIX в. обязательно следует обращаться к первому украинскому историческому роману П. Кулиша «Черная рада». Это глубокое многопроблемное произведение. Среди поставленных вопросов видное место занимает проблема героизма, душевной чистоты и духовной низости в тяжелые для страны времена.
Одна из драматичных страниц Украины, художественно раскрыта П. Кулишом, — это чрезвычайно острая явная и тайная борьба за власть, борьба за гетманство после смерти Б. Хмельницкого. Различные социальные слои выдвинули своих лидеров: Павла Тетерю, Якима Сомко и Ивана Брюховецкого. Победителем вышел Брюховецкий, который вскоре казнил своих политических соперников.
Это сейчас мы знаем, чем закончились события 1663 года. А пока в романе все еще впереди, и каждый из персонажей действует по подсказке своего сердца.
Паволоцкий полковник Шрам — одна из центральных фигур романа — человек опытный, мудрый. Он хорошо понимает, чего хотят претенденты на гетманскую булаву, правильно оценивает их политические и военные силы. Ради независимости Украины Шрам готов отдать силы и годы, что ему суждено еще прожить. Он едет к Якиму Сомко, чтобы словом и делом помочь ему в этом деле — «привлечь всю Украину под одну булаву».
Шрам — идеально-романтический образ, который всеми силами стремится к добру и спокойствию Украины. Даже применительно к единственному сыну Петру, которому Божий Человек предсказал, что умрет своей смертью, отвечает: «Пусть лучше ляжет от сабли и от пули, чтобы за доброе дело, за целость Украине, которую разорвали надвое».
И погиб Шрам тоже за Украину, когда, спасая Паволоч, сам сдался Тюри и «принял всю вину на одного себя».
Почти единомышленником полковника является Яким Сомко, один из кандидатов на булаву. В отличие от других претендентов это бескомпромиссный относительно свободы своего народа человек. В произведении он вместе со Шрамом мечтает соединить обе части Украины под одной булавой: «… что Украину разодрано надвое, о том всем безразлично! — Говорит Сомко при первой встрече со Шрамом.
Сомко несколько легко, даже иллюзорно, воспринимает события, которые разворачиваются на Украине. Потому он вспыльчив, «как порох», идеалист, который выше ставит рыцарские добродетели и не представляет, как можно действовать иначе — с помощью денег, лести и коварства. Поэтому и не считается особенно с Брюховецким, который серебром взял власть в Запорожье, думает, что достаточно горячей честной речи или, на крайний случай, пушек, чтобы показать сущность каждого. А когда Сомко докажет свою правоту, то «Запорожцев тогда я задавлю, как жмых, гетмана возвращу в свинопасы, а глупую чернь научу уважать гетьманское превосходство! Так самонадеяный и идеализированный воспринимает он ситуацию, хотя отличается исключительной честностью, упорством, преданностью своему делу. Его лозунг: «Пусть у меня всякое, пусть и мещанин, и посполитый, и казак стоит за свое право, тогда будет на Украине и правда, и сила». Но недооценив разрушительную силу противника, раскалывает народ, так же, как и Шрам, Сомко гибнет в борьбе за права народа.
Видно, что взгляды этих двух борцов близки и самому П. Кулишу. Шрам и Сомко — это средства выразить заветные писательские размышления относительно государственности.
Нельзя обойти и не удивиться душевной широте казака-запорожца Кирилла Тура воина и колдуна, философа и по-своему мудрого человека. Именно о таких «ляхи» говорили, что у казака «девять душ в теле», что «будто запорожцы растут в Большом Луге с земли, как грибы».
Для него главное — достойно нести славу воинов-запорожцев. Отвечая Черногору на вопрос о бегстве от погони, Тур гордо произносит: «О славе думает рыцарь, а не о том, чтобы целая была голова на плечах, не сегодня, так завтра ляжет она, как от ветра в степи трава, а слава не умрет, не ляжет…».
Апофеозом доброты, общительности Кирилла Тура является попытка спасти Сомко от казни. Ради высшей справедливости, высших идей, запорожец понимал, он готов был отдать жизнь. Каждый из основных персонажей — Сомко, Шрам, Тур, Петр, Черевань, Брюховецкий, Тетеря — несет в себе определенную жизненную философию, некую идею. Только одни идеи направлены на объединение нации, постижение интересов каждого человека и народа, а другие — только на собственный, узколобый интерес.
Веками приходилось бороться свободолюбивому украинскому народу с татарскими ордами и турецкими янычарами, польскими захватчиками, «собственными» помещиками и капиталистами. Воюя с врагами, то нападая на них, то отбиваясь от них, показывая настоящие чудеса храбрости, казаки своими подвигами вызвали у современников удивление и вдохновляли народных певцов прославлять мужественных рыцарей и их подвиги. Навсегда в памяти потомков останутся: казак Голота, Самойло Кошка, Иван Богун, Максим Перебейнис. Именно об одном из таких казаков, «который не боялся ни огня, ни меча, ни третьего болота», стоявший на страже мирного труда людей, о его поединке с богатым татарином и рассказывается в «Думе про казака Голоту». С первых строк этого произведения в нашем воображении возникает безграничная степь, через которую пролегает выбитая конскими копытами пыльная дорога. На ней ни одной травинки, ни кустика. Это страшный ордынский путь, которым турки и татары нападали на наши земли. Противник мог напасть врасплох. Поэтому на необитаемом Ордынском пути среди поля стоит на страже казак Голота — защитник родной земли, Мы представляем его с загорелым лицом, с мозолистыми руками, смелым острым взглядом и стройным станом. Казак Голота в думе символизирует трудовой народ, который всегда готов достойно защищать свою родину от врагов. Народ наделил своего любимца лучшими человеческими качествами. Он смелый и отважный, честный и справедливый, находчивый и остроумный.
Казак имеет необыкновенную силу, хорошо знает военное дело, это бесстрашный воин, который нагоняет страх на врагов, Фамилия Голота и убогая одежда свидетельствуют о том, что он выходец из трудового народа. Этим в думе подчеркивается, что настоящими защитниками родного края всегда были трудящиеся. В противовес Голоте богатый татарин — жестокий, алчный, надменный и ограниченный человек. Для него самое главное — нажива. Как он жадно просчитывает, чего стоит казацкое оружие и конь, сколько золота он получит за смелого казака! Но в поединке татарин проявляет трусость: ведь «еще казак не примерялся, а татарин и к чертям с лошади покатился». Враг получил по заслугам, чтобы не посягал на чужие земли и чужое добро. В изображении богатого татарина отразилась ненависть народа к турецко-татарским захватчикам. Противопоставляя эти два персонажа, народ провозглашает идею верного служения родине, торжество справедливости над неправдой и злом. Известным героем украинских народных дум является Самойло Кошка. Он участвовал в морских походах запорожских казаков против Турции и попал в турецкий плен, где провел 25 лет. Мужественный и смелый казак организовал на турецкой галере восстания невольников и вернулся в Украину, где был избран гетманом.
Высоко держа свое знамя и свято выполняя свой долг, казаки ни перед кем и ни перед чем не отступали: не боялись ни огня, ни волн, ни страшного голода, ни невыносимой жажды, ни наиболее жестоких и варварских пыток во вражеском плену. Именно поэтому народ в своих песнях и думах сохранил память о них — своих славных героях.
Изображение казацкого рыцарства в романе Пантелеймона Кулиша «Черная рада»