Изображение крестьян в повести Г. Квитки-Основьяненко «Маруся»
Выдающуюся роль в становлении новой украинской литературы сыграл Григорий Квитка-Основьяненко — первый украинский прозаик. В произведениях, написанных русским и украинским языками, писатель отобразил ряд важных черт феодально-крепостнической действительности, ярко срисовал жизни разных слоев украинского общества конца XVIII — начала XIX столетия. Наследуя лучшие традиции украинской литературы, прежде всего творчества Сковороды и Котляровского, прозаик проявил гуманное отношение к народу, сочувствовал его тяжелому положению, осуждал господ и сельскую власть.
Повесть «Маруся» Г. Квитка-Основьяненко написал в 1834 году. Это была первая повесть писателя. В основе произведения лежит социальный конфликт: бедность Василия, угроза солдатчины, которая и является главным препятствием к счастью и бракосочетанию. Писатель делает первые попытки раскрыть внутренний мир героев, уделяет значительное внимание их переживаниям, поступкам, которые психологически мотивирует.
Так художник стремится облегченно решить социальное разногласие: Василий находит благотворного хозяина, который обещает ему за честную работу найти вместо него «наемщика» в солдаты.
Повесть «Маруся» обозначена гуманным отношением писателя к крестьянству, прославлением народных обычаев и обрядов. Трудящихся людей прозаик изображает умными, талантливыми. Жизнь и быт крестьян Г. Квитка-Основьяненко изображает, большей частью обминая крепостничество, не делая ударение на социальных причинах тех или других событий, того или другого поведения героев.
В соответствии со своим миропониманием автор не поднимается к осуждению феодально-крепостнической системы, ему кажется, что социальные отношения в обществе естественные и незыблемые. Злоключения народа, мешал писатель, происходят от того, что законы, добрая воля царя и его сановников поднимаются своевольными господами, нечестными чиновниками. Народ, по его мнению, не должен выступать против Бога, и обидчики неизбежно получат по заслугам от «высшей власти».
«Маруся» — выдающееся явление в истории украинской литературы. Такую оценку произведение, я думаю, получило через широкое — использование автором фольклора как особого элемента в изображении быта, обычаев и характеров героев. Так, в повести писатель мастерски использует жанр обрядового плана на похоронах.
У Наума Дрота, одного из главных героев, умирает дочурка Маруся. Наум в отчаянии. Склонившись над ней, он говорит: «Прощай, моя доченька, утеха, радость моя!
Вялая ты, как садовый цветочек, засохшая, как былинка! Что без тебя теперь остался? Сирота».
Этот обряд имеет название причитания, в литературной критике его еще называют плачи. С какой целью Г. Квитка-Основьяненко использует плачи? Безусловно, для усиления эмоционального звучания произведения, для передачи внутреннего состояния человека в момент его страданий, т. е. плачу писатель предоставляет культ то ли во время страданий, тогда ли, когда пишет о любви.
Автор описывает два обряда в повести: свадьба и похороны, и в текст авторского языка вводит пословицы, поговорки, песни. Обращение к фольклору оправдывается желанием реальнее воссоздать колорит эпохи, образ жизни, а также язык главных героев, так как именно язык много говорит о человеке. Иногда в повести встречаются народные песни «Ой, девушка горлица, к казаку льнет». Причем автор часто использует не полную песню, а ее фрагмент. Так, во время сватанья Маруси девушки-подруги поют фрагмент песни, которая предоставляет обстоятельствам праздничности, торжественности: И ты душенька, наша Мариечка!
Обметайте дворы, Застилайте столы…
Фольклорные элементы присутствуют в создании образов. Особенно интересные в этом плане Наум Дрот, Настя, Маруся и Василий. Они обрисованы разносторонне; для их создания автор использует народные элементы, в частности портретные характеристики. Маруся — девушка «высокая, стройная, как стрелочка, чорнявенька, глазки, как терновые ягодки, бровки, как шнурочки, личиком красная, как господская мальва, которая в саду цветет», Василий — «мальчик красивый, кудрявый, чисто подбритый: чуб нарядный, усы казацкие, глаза веселенькие, как звездочки…».
Как видим, для — портретной характеристики Г. Квитка-Основьяненко использует фольклорные эпитеты, сравнение, уменьшительные формы прилагательных.
Прекрасно автор изображает природу Украины. Пейзажи в повести оказывают содействие раскрытию переживаний героев. Перед рассказом об объяснении Василия и Маруси писатель подает описание весеннего утра, преисполненное животворных чар, радостного предчувствия тревоги; «Вот и редкий туман упал на речку, будто парень приласкался к девочке и вместе с ней побежали прятаться между крутыми берегами».
Г. Квитка-Основьяненко немного идеализировал окружающий его мир. Эта идеализация ощутима прежде всего в действиях, поступках, мыслях героев. Наум и Настя — идеальные образы крестьян. Они трудолюбивые, уважают друг друга, богобоязненные. Автор говорит, что между ними никогда не было ссоры, потасовки, никогда они не ругались, а жили смирно и спокойно и хвалили бога за его милость. «Маруся» — не единое произведение в творческом наследстве Г. Квитки-Основьяненко.
Читателю знакомы и такие произведения, как «Сердешна Оксана», «Искренняя любовь», «Салдацкий патрет», «Конотопская ведьма» и т. п. И выше перечисленные повести писались позднее, а потому в них уже расширенный общественно-социальный фон, писатель углубляется в общественно-исторические обстоятельства, поднимает проблему разногласия между личным счастьем и социально-политическими условиями жизни. В «Маруси» же Г. Квитка-Основьяненко как приверженец объединения реалистического изображения действительности с сентиментализмом стремится не только показать быт крестьян, их обычаи, а и умилить читателя благородными чертами героев, их великодушными поступками, страданиями, неожиданной гибелью некоторых из них.
Изображение крестьян в повести Г. Квитки-Основьяненко «Маруся»