Изображение поместного дворянства в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Роман «Евгений Онегин» занимает центральное место в творчестве А. С. Пушкина. Автор писал его около восьми лет, постоянно совершенствуя рукопись, добиваясь более точного выражения своих мыслей и чувств. Такого широкого охвата жизни, какой дан в романе, не было еще ни в одном произведении мировой литературы. Именно поэтому В. Г. Белинский называл пушкинский роман «энциклопедией русской жизни». «Прежде всего в «Онегине» мы видим поэтически воспроизведенную картину русского общества, взятого в один из интереснейших моментов его развития», — писал критик. Действительно, в романе нарисована картина жизни различных слоев общества 20 годов 19 века.
Это было время подъема национального самосознания, усиления интереса к западной мысли, дающей «вольнолюбивые мечты». Именно в свете этих изменений в общественной жизни России рисует Пушкин жизнь и нравы и высшего света столицы, и крепостного крестьянства, и провинциального дворянства. Поместное барство изображено таким, каким его увидел светский столичный аристократ Евгений Онегин. Он поселяется в деревенском доме умершего дяди и становится «сельский житель, \ Заводов, вод, лесов, земель, \ Хозяин полный…» Этот дом — типичное жилище провинциального барина. «Господский дом уединенный, \ Горой от ветров заслоненный» существует будто вне времени: никакие новые веянья эпохи не проникли в него, все скучно и серо, кажется, что здесь никогда и не было хозяина.
Здесь нет ни книг, ни газет. Онегин обнаружил лишь довоенный «календарь осьмого года» — воплощение несовременности, бедности духовного мира. Жизнь дядюшки была монотонна и скучна. Каждый день был похож на предыдущий: «Деревенский старожил \ Лет сорок с ключницей бранился, \ В окно смотрел и мух давил».
Евгений Онегин, пытаясь заняться устройством жизни крестьян в поместье и облегчить их существование, совершает неслыханное: «Ярем он барщины старинной \ Оброком легким заменил». Это, конечно же, вызвало недоумение и неодобрение его соседей-помещиков, свято чтящих устои крепостнического уклада. Вердикт был безжалостен: «И в голос все решили так, \ Что он опаснейший чудак». Все, что выходит за рамки привычного, ими воспринимается враждебно. Прогрессивные взгляды видятся здесь сумасбродством, представляющим опасность для их привычной, устоявшейся жизни.
Тем не менее, соседи радушны и пытаются завести знакомство с «мудрецом пустынным», поэтому «сначала все к нему езжали». Оскорбясь его нежеланием принимать визитеров, местные старожилы окрестили Евгения «фармазоном», приписывая ему членство в тайном религиозно-политическом обществе. В устах невежественные помещиков искаженное «франкмасон» обозначает «безбожник, революционер». Столь же чужим чувствует себя в этой деревенской «пустыне» Владимир Ленский, поклонник Канта, Шиллера и Гете.
Воспитаннику Геттингенского университета чуждо общество «господ соседственных селений». Их интересы приземлены, темы разговоров однообразны: «О сенокосе, о вине, \ о псарне, о своей родне». В интересном и образованном юноше все видят лишь потенциального жениха: «Таков обычай деревенский»!
Во всей красе предстает деревенский «высший свет» в сценах, описываемых именины Татьяны Лариной. Вереницей проходят перед читателем съехавшиеся гости, представляющие собой определенные типы помещиков. «Лай мосек, чмоканье девиц, \ Шум, хохот, давка у порога» — такова обстановка сельского праздника, «затея сельской остроты». Местные тузы становятся объектом пушкинской иронии.
Тут и «толстый Пустяков» с говорящей фамилией, отражающей «богатство» его внутреннего мира, и Гвоздин, «хозяин превосходный», крепостные крестьяне которого не видят счастья от этой хозяйственности и живут в нищете. «Скотинины, чета седая, \ с детьми всех возрастов, \ от тридцати до двух годов» знакомы читателю по комедии «Недоросль» Д. Фонвизина. «Отставной советник Флянов, \ Тяжелый сплетник, старый плут, \ Обжора, взяточник и шут» — воплощение невежества и пороков. Невольно возникает параллель с комедией Грибоедова «Горе от ума»: праздник, череда гостей, один другого «краше». «Уста жуют. Со всех сторон гремят тарелки и приборы \ Да рюмок раздается звон» — таков он, примитивный деревенский бал.
Сон Татьяны — эпизод, в котором еще ярче вырисовывается вся сущность сельского барства. При помощи аллегории Пушкин изображает общество, в котором царят косность, рутинерство, слепое преклонение перед «умной стариной»: «Один в рогах с собачьей мордой, \ Другой с петушьей головой, \ Здесь ведьма с козьей бородой, \ тут остов, чопорный и гордый, Там карла с хвостиком, а вот, \ Полужуравль и полукот». Немилосердно критикует А. С. Пушкин «дикое барство», представляя его в отталкивающих фантастических образах.
Как неестественно выглядит эта «компания» в реальной жизни, так странно выглядят на фоне подъема общественной мысли в России твердолобые помещики. Пушкин беспощаден в своем сатирическом описании, но, по мнению В. Г. Белинского, новаторство поэта в том, что его персонажи — не однобокие «чудовища порока», несовершенные, полные изъянов. Автор не позволяет себе выносить однозначный приговор помещикам. Поэтому совершенно по-иному, тепло и задушевно, описан быт семьи Лариных. Легкая ирония соседствует с искренним любованием простотой и естественностью уклада жизни.
Конечно, такая жизнь упрощает человека. Мать Татьяны, в молодости первая модница, влюбленная в «гвардии сержанта», но вопреки своей воле отданная замуж, в деревне становится обыкновенной русской барыней, «очень милой старушкой». Раньше она на французский манер «звала Полиною Прасковью», но со временем «стала звать \ Акулькой прежнюю Селину».
Романтическая барышня, увлекающаяся сентиментальными стишками, рядом с супругом, «в прошедшем веке запоздалым» и считающим «пустой игрушкой» книги, находит свое счастье в том, чтобы «самодержавно управлять» и супругом, который «был простой и добрый барин», и крепостными. Чета живет мирно, спокойно, безмятежно, находя время «И потужить, и позлословить, \ И посмеяться кой о чем». Только счастье ли это или привычка, «замена счастию»? «Она езжала по работам \ Солила на зиму грибы, \ Вела расходы, брила лбы» — и так изо дня в день, из года в год.
Супруг же «в халате ел и пил» и «умер в час перед обедом». Существование в деревне так однообразно, что время определяется «обедом, ужином иль чаем»! Этот скучный и монотонный деревенский уклад, тем не менее, естественней и проще петербургской чопорности.
Сельские жители ближе к народным традициям, к истокам, обладают «русскостью» души. Ларины «хранили в жизни мирной \ Привычки милой старины», соблюдая все традиции. Автор искренне любуется этим семейством: «Два раза в год они говели, \ Любили круглые качели, \ Подблюдны песни, хоровод». Именно в этой семье родилась Татьяна — любимая героиня автора, с детства знакомая с преданьями «простонародной старины», воспитанная няней, любящая слушать страшные рассказы, гадать.
Она была окружена русской природой, одарившей ее цельностью натуры, искренностью, душевным богатством. И все же Татьяна «в семье родной казалась девочкой чужой», отличаясь более богатым внутренним миром и утонченностью натуры. Ю. Лотман говорил, что Пушкин «все, к чему не касался, превращал в творчество». Действительно, в сценах описания быта поместного дворянства проявляется художественное чутье автора, это придает описанию реалистичность.
Описание помещичьего быта в романе является не только фоном для развития сюжета, но и характеризует образы главных героев. Это — яркая страница «энциклопедии», на которой просто, реалистично изображена русская действительность. Автор не дает категоричных оценок, он просто рисует ситуацию со всех сторон, предоставляя читателю самому сделать выводы.
Изображение поместного дворянства в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»