• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Изображение русского национального характера в рассказе Н. С. Лескова «Тупейный художник»

 

Изображение русского национального характера в рассказе Н. С. Лескова «Тупейный художник»

«Тупейный художник», написанный Лесковым в 1883 году, относится к числу самых известных и значительных произведений писателя. Сюжет этого рассказа основан па предании о трагической любви крепостной актрисы графа Каменского и крепостного «тупейного художника» . В посвящении рассказа подчеркнута историческая дата отмены крепостного права: «Святой памяти благословенного дня 19-го февраля 1861 г.».

Главные герои лесковского рассказа — Люба и Аркадий — олицетворяют лучшие черты национального характера. Оба они красивы, благородны, способны к верной любви. Кроме того, каждый из героев художественно одарен. По Лескову, художниками являются не только живописцы, скульпторы или писатели, но всякий человек, чувствующий красоту и стремящийся достичь в своем деле совершенства. Таков Аркадий, который не просто причесывал, по «рисовал» актрис, превращая дворовых девушек в героинь и даже богинь, а, кроме того, при необходимости «отрисовывал» в благородном виде и братьей Каменских.

Его особый талант заключался в «идейности», в способности придать лицу с помощью «рисовки» топкое, благородное выражение. Выполняя работу «тупейного художника», герой переживает минуты творческих озарений, светлой радости. Особым светом наполнено и чувство Аркадия к Любе.

Подобно героям лирических народных песен, он любит се благоговейно, восторженно и учтиво, а впоследствии, узнав, что девушка не избежала позора и унижения, сострадает своей возлюбленной и ни в чем ее не винит. Трогательную любовь молодых «рабов» графа Каменского ждут тяжелые испытания. Люба должна пополнить число наложниц развратного барина, и тогда Аркадии решается на ОТЧАЯННЫЙ поступок — совершает тяжкое с точки зрения юридических норм той эпохи преступление. Он увозит свою возлюбленную, — Не страшась возможных последствий побега, и в то же время — вполне по-русски — не продумав его как следует.

Перенеся пытки в графских подвалах и отвоевав для себя па полях сражений свободу, офицерский чин и деньги, Аркадий возвращается к любимой, с тем, чтобы выкупить ее у барина. Казалось бы, героям почти удалось вырваться из рабства, отстоять свое право на счастье в противостоянии с «барством диким», с жестокостью мира. Но накануне освобождения Любы Аркадия убивает простой русский мужик — дворник, не устоявший перед соблазном быстрого обогащения.

Такая судьба в определенной степени тоже характерна для русской жизни — вспомним Гоголя, заметившего в «Мертвых душах», что русский человек «не любит» умирать своей смертью. Если в Аркадии подчеркиваются такие черты русского человека, как бесстрашие, душевное благородство и способность к самопожертвованию, то в образе Любови Онисимовны представлен другой тип национального характера. Люба напоминает «идеальную* фольклорную героиню или «тихих» и кротких ангелов русских икон.

Однако в этом характере отражены и негативные психологические последствия многовекового рабства — прежде всего, неспособность и неумение сопротивляться обстоятельствам. Разлученная с любимым, оскорбленная барином и униженная до положения скотницы. Люба не протестует, не помышляет о свободе, с покорностью и смирением воспринимая свою новую «роль» в мире.

Драма отношений крепостников с бесправными «рабами» осложнена у Лескова драмой отношений простых русских людей друг с другом. В конечном счете, героев губят не «хозяева жизни» — Каменские, а «свои». Вначале Аркашу и Любу предает священник, которому они доверились, а впоследствии Аркадий становится жертвой постоялого дворника. Зло отнюдь не является исключительной принадлежностью мира крепостников, показывает автор. Темные начала жизни присутствуют как в дворянской, так и в народной среде.

В русском человеке соединены жестокость и способность к МИЛОСТИ , творческий порыв и преступление . Источник единства — русское сознание, складывавшийся веками тип поведения русского человека. «Тупейный художник» — это психологически достоверное исследование национального характера, соотнесенное с современным состоянием русской жизни. У Лескова не случайно рассказ Любови Онисимовны обращен к ребенку.

Цель автора — освободить будущие поколения русских людей от нравственного наследства крепостничества, изжить темные начала в русской душе, а с другой стороны — воспеть в лице «тупейного художника» и его возлюбленной лучшие черты русского народа — талантливость, силу духа, верность, способность к жертвенной любви.



Изображение русского национального характера в рассказе Н. С. Лескова «Тупейный художник»

Другие сочинения по теме:

  1. Краткое содержание рассказа Лескова «Тупейный художник» Рассказ этот автор слышит от няни своего младшего брата Любови Онисимовны, в прошлом красавицы актрисы орловского театра графа Каменского. На...
  2. Изображение русского национального характера, тема народа Все творчество писателя так или иначе было связано с темой народа, стремлением раскрыть сущность характера и души русского человека. Н....
  3. Проблема национального характера в творчестве Лескова Если все русские классики прошлого века уже при жизни или вскоре после смерти были осознаны литературно-общественной мыслью в этом качестве,...
  4. Воплощение в образе Татьяны русского национального характера Уже в первой строфе говорится о том, что Татьяна увидела зимний пейзаж, и в этом пейзаже — двор, забор, деревья...
  5. Какие лучшие качества русского народного характера воплотил И. С. Тургенев в Герасиме, герое рассказа «Муму»? Герасим — главный герой рассказа И. С. Тургенева «Муму». Качества русского народного характера, воплощенные в Герасиме: Богатырская сила («Герасим, мужчина...
  6. Черты национального характера в образе. И. И. Обломова В 1859 году в свет вышло одно из самых замечательных произведений И. А. Гончарова — » Обломов». Роман этот был...
  7. Можно ли назвать «обломовщину» чертой национального характера? Беспечный и безвольный Илья Ильич Обломов близок и понятен многим читателям. Можно провести параллель не только между Обломовым и его...
  8. Русская история в рассказе Н. С. Лескова «Левша» Талант Лескова силою и красотой своей немногим уступает таланту таких творцов литературы, как Л. Н. Толстой, Н. В. Гоголь, И....
  9. А. С. Пушкин — отражение глубины русского национального самосознания Особенности педтехнологии: создание оптимальных условий для успешного формирования общей и музыкальной культуры учащихся путем использования интегративной методики; создание проблемных ситуаций;...
  10. Автор и повествователь в рассказе Н. С. Лескова «Левша» Рассказ Н. С. Лескова «Левша» — одно из самых популярных произведений писателя. Здесь привлекает сочетание народных, фольклорных истоков с глубокими...
  11. Изображение характера героя соотносится в цикле «маленькая трилогия» Чехова В рассказе «Человек в футляре» А. П. Чехова показана судьба учителя греческого языка гражданина Беликова. Вначале этого произведения приводится внешний...
  12. Тема богатой многосторонней одаренности русского человека в ранних произведениях Лескова С творческой личностью связывает писатель свои надежды на русского человека, «который все может», и на будущее России. Человек художнического склада,...
  13. Черты национального характера героев романа «Маруся Чурай» Лины Костенко Роман «Маруся Чурай» Лины Костенко — яркое явление современной украинской литературы. Положив в его основу балладу «Ой не ходи, Григорий»...
  14. Художественное изображение русского народа в произведении А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» Художественное изображение русского народа в произведении А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» Художественное изображение русского народа в произведении...
  15. Женские образы в произведениях Н. С. Лескова Изображение идеала женщины у Лескова насквозь пронизано духовностью. В этом причина восхищенного удивления, которое вызывают у читателя замечательные образы обаятельных...
  16. Сила женского характера в рассказе А. П. Платонова «Песчаная учительница» Андрей Платонов стал известен читателю в 1927 году, когда вышел его первый сборник повестей и рассказов «Епифанские шлюзы». Ранее Платонов...
  17. «Чехов был несравненный художник… художник жизни» А. П. Чехов был не только мастером рассказа, его талант распространялся и на другие жанры. Так, давно стали бессмертными пьесы...
  18. Сила женского характера в рассказе «Песчаная учительница» А. Платонов — один из самых ярких и своеобразных прозаиков XX века, его судьба и судьба его произведений была трудной...
  19. Изображение крестьянского быта в рассказе И. С. Тургенева «Бирюк». Краткое изложение текста Иван Сергеевич Тургенев с детства любил природу родного края. Часто убегал он с одним из дворовых в глушь сада, который...
  20. Тема сочинения Русский характер в рассказе Н. С. Лескова «Левша» В рассказе Н. С. Лескова «Левша» главным действующим лицом является косой тульский мастер, самоучка левша. Однако герой появляется не сразу,...
« Сочинение на тему: маленького человека в произведении бедные люди
Психологическая драма в творчестве В. С. Розова »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения