Изображение стремления народа к воле в поэме И. Франко «Моисей»
Неволя еще никогда не украшала жизнь, никому не давала вдохновения для жизна и работы. Поэтому и боролся украинский народ за свою самостоятельность, за волю. Долгий и длинный путь пришлось пройти ему, и не просто пройти, а с оружием в руках, так как довольно уже было терпеть издевательство всех поработителей.
Именно об этом и рассказывает в своей поэме «Моисей» великий сын великой Украины Иван Франко. Поэма «Моисей» — настоящее завещание украинскому народу, который
…замученный, разбитый, Будто паралитик тот на раздорожье, Человеческим презрением, будто струпом, покрыт!
Растравляет сердце Франко рабское состояние родного люда, жжет душу поэта жгучий стыд. Так как талантливейший народ стал у соседей «гноем, тяглом в поездах их быстрых», превратился в паралитика, покорного тому, кто изменой и разбоем сковал его. Получается, что даром этот край был весь политый кровью борцов? И «ему уже не гордиться в красоте, свободе и здоровье»?
Но нет, идет вперед украинский народ. Франко рассказывает о блуждании, поисках украинцев с помощью аллегории. Моисей ведет израильтян, чтобы найти чудеснейшую иорданскую долину.
В начале поэмы мы видим растерянных, измученных людей, которые уже никому не верят. Больно слышать такие слова:
«Утратил веру люд и сказал: Наврали пророки! В пустыне нам жить и умирать! Чего еще ждать! И сколько?»
Но Моисей, настоящий пророк, не может спокойно смотреть, как изменились мысли когда-то свободолюбивого народа, не может молчать, когда люди перестали верить самим себе, в свои силы.
Ведь Все, что имел в жизни, он отдал Для одной идеи, И горел, и яснел, и страдал, И трудился для нее.
Но Моисей уже не тот Моисей, которого помнят люди. За сорок лет блужданий и поисков изменились и его голос, и его физические силы. Но в душе его горит вечный огонь, который и ведет его вперед, к земле обетованной. Пророк, наперекор воли общины, которая после уговоров Датана и Авирона запретила ему говорить, все же говорит с народом.
Он предъявляет обвинение людям в том, что они предались лености, духу рабской покорности, стали удовлетворяться низким, полуживотным прозябанием. Разве так можно жить, разве это жизнь? Поэтому и призывает Моисей народ идти вперед, не сидеть на месте, не ждать, пока на них сойдет божья благодать.
Необходимо самим искать путь к лучшей жизни. А в это пророк верит, верит, что народ поднимется и отправится в великий поход к воле:
И я знаю, вы тронетесь все, Будто наводнение весной. И в знаменитом походе своем Не спрашивайте, за мной!.. Пусть идет ваш поход.
Будто быстрые реки!
Но обезумевшая гурьба прогоняет пророка в полночь в пустыню. Вопреки всему Моисей признается людям в любви, безграничной любви:
О Израиль! Если бы ты знал, Чего в сердце том полно! Если бы знал, как люблю я тебя!
Как люблю невыразимо!
Мы будто слышим взволнованный голос самого И. Франко, который обращается к родной Украине. И какие бы испытания не выпадали на судьбу пророка, он не сворачивает с избранного пути. Рисует ему Азазель очень страшную картину: евреи бродят в крови, так как на них нападают соседние племена, которые раздирают землю Израиля между собой.
Как это перекликается с историей нашего народа, с ее кровавыми страницами! Но утверждает Бог, к которому в отчаянии обращается Моисей, что придет время, и он выведет народ израильский, что найдет он сокровища иорданской долины. Иегова казнит Моисея за то, что он пришел в упадок духом. Но зерна, посеянные им, не проросли напрасно. Со временем евреи поняли, кого они потеряли.
А значит, вернулись на тот путь, которым вел их к свободе пророк. Легкомысленная толпа стала народом-монолитом, который сметает со своего пути коварно-корыстных датанов и аворонов. Руководство восставшими берет на себя «князь конюхов» Иегошуа, который призывает к оружию и проводит их к земле обетованной — значит, воля добыта:
Иегошуа зычно кричит: «К походу! К бою!» Еще момент — и вопль Горл сто тысяч повторят: Из номадов ленивых в сей миг Люд героев сотворит…
Мечты И. Франко о самостоятельности Украины, о воле осуществились. Но нелегким путем пришлось идти украинскому народу. Тем не менее, он дошел к «земле обетованной», как и пророчил поэт:
И придет время, и ты огнистым видом Засияешь у народов в вольном кругу… И глянешь, как хозяин домовитый, По своему дому и по своим полям.
Изображение стремления народа к воле в поэме И. Франко «Моисей»