Изображение судеб народных в поэзии Н. А. Некрасова
Н. А. Некрасов возглавил новый этап русской реалистической поэзии. Его творчество многопланово и многотемно. Лирические произведения этого поэта посвящены природе, любви, поэзии и, конечно, Родине и русскому народу. Творчество Некрасова, не утрачивая лирического начала, всегда тяготело к многосторонней, объективной изобразительности и эпической масштабности. Потому ярко, масштабно, колоритно рисует Некрасов в своих произведениях судьбы народные. Апполон Григорьев назвал его «человеком с народным сердцем». По словам Достоевского, этот поэт «любил всех тех, кто страдал от насилья». В центре стихотворения «Тройка» (оно написано в излюбленном для Некрасова жанре песни) образ крестьянской девушки, на которую «заглядеться не диво». Девушка живет в ожидании любви. Но в будущем ее ждет тяжелая доля, обычная для женщины-крестьянки: «будет бить тебя муж-привередник и свекровь в три погибели гнуть».
Конец стихотворения полон грусти («схоронят в сырую могилу, как пройдешь ты тяжелый свой путь»). В нем — скрытый призыв спасти женщину, не допустить, чтобы «от работы и черной, и трудной» она отцвела, «не успев расцвесть». Образ-символ тройки — это, прежде всего, образ свободы, воли, символ движения, антипод застоя. В последней строфе отчетливо звучит мотив, что счастье — это только мечта: «не догнать тебе бешеной тройки».
В своих произведениях Некрасов рисует не только отдельного человека, одну народную судьбу, но и народную толпу, собирательный образ народа, например, в стихотворении «Размышления у парадного подъезда». Оно состоит из трех частей. В первой части преобладает эпическое начало: обобщенная характеристика «парадного подъезда» и обрисовка мужиков-просителей. Поэт не наделяет каждого из крестьян какими-либо индивидуальными чертами. Детали портрета даны как обобщенные определения, относящиеся ко всем крестьянам и сливающие эту группу в единый поэтический образ: «деревенские русские люди», «армячишко худой на плечах», «крест на шее и кровь на ногах». Во второй части автор гневно обращается к «владельцу роскошных палат»: «Что тебе эта скорбь вопиющая, что тебе этот бедный народ?». В третьей части история мужиков получает конкретное завершение: «За заставой, в харчевне убогой все пропьют мужики до рубля и пойдут, побираясь дорогой…». Завершается стихотворение вопросом, на который пока у поэта нет определенного ответа: «Ты проснешься ль, исполненный сил?»
Об исторической роли народа размышляет Некрасов в стихотворении «Железная дорога». Здесь картины русской природы резко контрастируют с картиной строительства железной дороги. Поэт рисует процесс превращения крестьян, согнанных «с разных концов государства российского», в пролетариев. На строительство их привели нужда и голод, их грабят «грамотеи-десятники», а труд рабочих протекает «под зноем, под холодом, с вечно согнутой спиной». Поэт делает вывод о безграничных возможностях русского народа: «Вынесет все — и широкую, ясную грудью дорогу проложит себе».
Затем ставится вопрос: «Может ли народ быть создателем великих духовных ценностей?» Для генерала народ — не созидатель, а разрушитель, «дикое скопище пьяниц». У Некрасова нет прямых возражений генералу, реакционная сущность его идей опровергается всем содержанием «Железной дороги». Тема народа, его тяжелой доли, беспросветного будущего — одна их главных в творчестве Некрасова. Поэт жалеет русского мужика, не отрицая его темноты. Но он и ценит его за красоту души, за стойкость, за духовную силу. Поэт верит, что когда-нибудь русский человек «проснется» от тяжелой спячки и избавится от угнетения, будет счастлив и свободен.
Поэму «кому на Руси жить хорошо» Некрасов, по его же словам, собирал «по словечку в течение двадцати лет». «Я задумал изложить… — писал поэт, все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его…»
Жанр этой поэмы с трудом поддается определению. Можно сказать, что это народная эпопея нового времени. Внешне сюжет поэмы выглядит так: семеро мужиков из разных деревень задались вопросом: «Кому живется весело, вольготно на Руси?». В поисках ответа они путешествуют по всей России, встречаются с людьми из разных сословий (попом, помещиком, купцом, чиновником, разными людьми из народа). Сюжет произведения построен так, чтобы охватить жизнь всей пореформенной России.
Большую часть поэмы Некрасов посвящает обзору именно народной жизни, ведь главным героем произведения является русский народ. На протяжении всего произведения автор создает коллективный потрет русского народа, который складывается из совокупности центральных персонажей (Матрена Тимофеевна, Савелий, Гриша Добросклонов. Ермила Гирин), эпизодических (Агап Петров, Глеб, Вавила, Влас, Клим и др.), «многоголосья» толпы (глава «Пир — на весь мир»).
Уже в первой главе «Поп» создаются масштабные картины народной жизни. Герои выходят на дорогу, и перед их глазами простирается вся русская земля: «Леса, луга поемные, Ручьи и реки русские…» Далее эта картина связывается с жизнью народа: весной разливаются реки, которые заливают все поля, а значит, оставляют крестьянина без урожая. Из рассказа попа мы узнаем не только о жизни духовного сословия в России после отмены крепостного права, но и бедственном положении большинства крестьянских семей, не способных заплатить священнику за его работу.
В главе «Сельская ярмонка» крестьянская масса предстает перед нами во всех своих широте и многоцветии: «Там шла торговля бойкая, С божбою, с прибаутками, С здоровым, громким хохотом…» Здесь описывается народный отдых. Народные предпочтения: книжная лавка, в которой народ покупает лубки с изображением «толстых генералов», балаган с Петрушкой. Здесь появляется герой Вавила, пропивший все деньги, но, благодаря щедрости «барина», купивший подарок любимой внучке.
Глава «Пьяная ночь» открывает откровения крестьян, показывает скрытую сторону их жизни: вот одна женщина жалуется другой на конфликты с зятем; вот Оленушка обманула пьяного мужика, съев пряник и убежав от него; вот несчастная старая женщина просит у молодого паренька любви. Но уже здесь начинают проявляться и социальные мотивы, темы бедственного положения крестьян. На протяжении всего произведения перед нами проходят картины тяжелой, нищей и бесправной жизни крестьянства. Некрасов показывает, что после отмены крепостного права положение крестьянства в России почти не изменилось.
Панорама народной жизни раскрывается как бы исподволь, во время поисков мужиками правды. Причем, чем дальше продвигаются странники, тем более оформленным становится представление о счастье. Со встречей с Ермилой Гириным намечается образ народного заступника и намечается еще одно условие счастья — уважение народное. Савелий дополняет этот образ: он народный мститель и богатырь. Матрена Тимофеевна — женский вариант «счастливого» со своим толкованием проблемы: «Не дело — между бабами счастливого искать». На последнем этапе поисков мы встречаемся с Гришей Добросклоновым, наиболее, по мнению Некрасова, развитым и счастливым. Этот герой готов отдать жизнь во имя торжества «честного дела», во имя улучшения жизни народа.
Поэма «Кому на Руси жить» насыщена фольклорными мотивами и образами. Сюжет поэмы во многом схож с народным сказом о поисках истины и счастья. Начинается произведение со своеобразного зачина, свойственного русским сказкам и былинам: » В каком году — рассчитывай, В какой земле — угадывай…»
Встречаются в поэме и народные приметы: «Кукуй, кукушечка! Заколосится хлеб, Подавишься ты колосом — Не будешь куковать!» Часто встречаются в поэме и загадки: «Никто его не видывал, А слышать — всякий слыхивал, Без тела, а живет оно, Без языка — кричит». Для этого произведения характерны также постоянные эпитеты и сравнения: «Как рыбка в море синее». Появляются в поэме и фольклорные образы (скатерть-самобранка, например).
Изображение судеб народных в поэзии Н. А. Некрасова