Изучение литературы в 9-м классе
Это период интенсивного накопления знаний, представлений, первичных обобщений о природе словесного искусства. Постоянное рассмотрение содержания и формы произведения формирует понимание общей концепции анализа. Активизируются возможности использования теоретико-литературных понятий, совершенствуются морально-эстетичные и эмоциональные линии анализа текста, создается чувство перспективы, которое оказывает содействию формированию концептуального подхода к изучению художественных текстов.
Углубляются связи между восприятием произведения, его интерпретацией, анализом и системой теоретических понятий. Увеличивается самостоятельность школьников в выборе вариантов анализа, в моральных, эмоциональных и эстетичных оценках произведения, в выяснении специфики творческой манеры писателя и его роли в развитии литературы. В центре работы обобщающего характера стоит выяснение своеобразности творческой индивидуальности писателя.
Завершая изучение классической литературы, ученики сознают моральные и эстетичные критерии оценок литературных произведений.
Провести урок в 9-11 классе так, чтобы ученик увлекся приключениями своего «Я» в области мысли, — методический принцип, который целиком отвечает особенностям старшеклассников. У возрастов есть свои законы, психология утверждает, что у ребенка, который растет, у возрастающего «Я» они свои, каждой поре нужно созреть, и рост должен быть постепенным. Итак, нет плохих и добрых возрастных периодов: младшие подростки, старшие подростки, юношество акцентируют определенное свойство художественного текста и нивелируют другое.
Учитель же стремится, чтобы ученики любого возраста воспринимали произведение целостно, в богатстве его возможностей. Вместе с тем учитель все время учитывает естественные для этого возраста наклонности, применяя соответствующие методы и приемы работы, и помогает ребенку идти вперед в его литературном, и вообще в развитии. Например, конкурс на лучшего рассказчика сказки в 5-м классе, мысленное путешествие литературными местами в 7-м, социально-психологическое исследование в 10-м. В 5-6 классах ученики не просто находят в тексте сравнения, метафоры, эпитеты, а учатся определять их назначение, учатся «рисовать» словами те или иные картины, овладевают понятием жанра, учат формулировать значение отдельных слов и выражений, понимать значение композиции и ее составных частей.
В 7-8 классах рассмотрение произведения проводится согласно специфике рода и жанра, что оказывает содействие развитию такого важного качества, как жанровое ожидание. Ученики 9-11 классов осваивают литературу в ее движении, развитии, в контексте историко-литературного процесса и культурной жизни эпохи.
Т. В. Лазарь, учитель зарубежной литературы Украинской гимназии им. И. Франко Тернополь.
Изучение литературы в 9-м классе